Запоры у детей раннего возраста

Содержание

Как проявляется функциональный запор у детей – профилактика и лечение

Запоры у детей раннего возраста

Такая проблема, как функциональный запор у детей, знакома практически всем родителям. Этот вид запора встречается более чем в 90% всех случаев задержки стула. Функциональный запор получил такое название потому, что он не связан с патологическими изменениями пищеварительной системы (долихосигма, болезнь Гиршпрунга).

Критерии запора

У малышей до года кал имеет кашицеобразную консистенцию.

По критериям, принятым году в Риме на Европейской неделе гастроэнтерологии, хроническим запором в детском возрасте считается редкий ритм дефекации, длящийся на протяжении более трех месяцев.

Для детей младше 3 лет отклонением считается стул, случающийся реже, чем 6 раз в неделю, а для детей старшего возраста – реже трех раз в неделю. При этом хроническая задержка стула должна сопровождаться следующими симптомами:

  • стул более плотный, чем обычно, и его слишком много (или слишком мало),
  • ребенку приходится сильно тужиться,
  • дети старшего возраста утверждают, что они не полностью опорожнили кишечник.

У малышей до года кал должен иметь мягкую кашицеобразную консистенцию. До введения первого прикорма стул в большинстве случаев совпадает с количеством кормлений, при условии, что ребенок питается только грудным молоком.

Дети, получающие с первых дней жизни искусственное или смешанное питание, имеют редкий стул – не более двух раз в сутки. С началом прикорма стул становится реже даже у детей, которые находятся на грудном вскармливании (до 2 раз в сутки).

Стул у детей старше года в идеале должен быть ежедневным. У малышей до года может диагностироваться псевдозапор, когда редкий стул обусловлен нехваткой молока у матери, или ребенок вяло сосет, часто срыгивает.

Запор у детей раннего возраста может возникать временно при гипертермии, когда из-за повышенной температуры каловые массы сильно обезвоживаются. Такая же ситуация может сложиться при переизбытке кальция в рационе ребенка или при гипервитаминозе витамина D.

Почему функциональный запор возникает у детей грудного возраста и у дошкольников

Нехватка пищеварительных ферментов может быть причиной запора.

Причины возникновения функционального запора в раннем возрасте отличаются от причин запора у детей старшего дошкольного возраста или у младших школьников. Повод для задержки стула у грудных детей:

  1. У толстой кишки нарушены механизмы перистальтики и выведения каловых масс.
  2. Состояние после гипоксии и поражения ЦНС, ее дисфункция.
  3. Недоношенность, незрелость ребенка и, как следствие, запоздалое продуцирование кишечных энзимов.
  4. Мышечная гипотония после рахита и перинатальной гипоксии.
  5. Дефицит в пище L-карнитина, приводящий к снижению тонуса сфинктера.
  6. Нехватка пищеварительных ферментов из-за раннего введения прикорма.

У детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста причинами функционального запора может быть:

  • Угнетение или отсутствие рефлекса (так называемые психогенные запоры), возникают в период адаптации ребенка к детскому саду или школе.
  • Невроз вследствие разлуки с матерью. Отсутствие привычки к регулярному опорожнению кишечника.
  • Подавление позывов.
  • Трещина прямой кишки и боязнь боли при дефекации.

Длительный прием лекарственных препаратов: миорелаксантов, диуретиков, противосудорожных и психотропных средств, холинолитиков. Они тормозят работу подкоркового центра, управляющего дефекацией, приводят к блокаде нервных путей, руководящих моторикой кишечника, к потере калия, который стабилизирует продвижение каловых масс по кишечнику.

Кишечный дисбактериоз, как осложнение дизентерии

Гиподинамия, возникшая после того, как ребенок продолжительное время находился на постельном режиме.

  1. Движения ребенка ограничены вследствие поражения нервной системы (ДЦП, рассеянный склероз, опухоли мозга).
  2. СРК (синдром раздраженного кишечника).

Смотрите видеоматериал о том, как проявляется функциональный запор у детей:

Клинические проявления функциональной задержки стула

Характерный клинический симптом запора — отсутствие отхождения газов.

В большинстве случаев функциональный запор развивается последовательно, на протяжении трех и более месяцев отмечаются нарушения стула.

Внезапная длительная задержка стула на срок более трех дней считается острым проявлением запора.

Каждый такой случай требует внимательного отношения, чтобы не пропустить опасную для жизни ребенка патологию — непроходимость кишечника, возникающую из-за воспаления, возможного скопления гельминтов или опухоли.

Характерный клинический симптом при непроходимости – отсутствие отхождения газов. Для дифференциации этой патологии от органического запора следует сразу же при обследовании исключить аномалии толстого кишечника.

Важно вовремя диагностировать кишечную непроходимость, чтобы не упустить время для рациональной терапии или хирургического вмешательства.

Клинические симптомы функционального запора зависят от причины его возникновения, от того, как длительно и тяжело он протекает, насколько нарушены функции кишечника. Симптомы функционального запора, возникшего вследствие гипомоторной дискинезии:

  • каловый цилиндр большого размера;
  • нарушение периодичности дефекации;
  • анорексия;
  • бледность кожи, появление на ней гнойничков;
  • боли в животе в виде приступов, прекращаются после дефекации;
  • неприятные ощущения при обследовании толстой кишки;
  • обложенный язык.

Читайте:  Правильно подбираем средства от запоров для новорожденных

Симптомы функционального запора при утрате рефлекса на дефекацию:

  1. одну дефекацию от другой отделяет до 5-7 дней;
    расширение дистального отдела кишечника, появление мегаколона;
  2. переполнение прямой кишки калом (симптом обнаруживается при ректальном обследовании);
  3. облегчение состояния и исчезновение болей после очистительной клизмы;
  4. проктосигмоидит, как осложнение процесса.

Симптомы спастического функционального запора:

  • «овечий кал» в виде фрагментов;
  • интенсивные кишечные колики у «грудничков»;
  • приступы болей у детей старшего возраста, при стрессе они усиливаются, а после дефекации исчезают;
  • ребенок раздражен, акт дефекации вызывает у него беспокойство;
  • часто возникает вздутие живота, сопровождающееся повышенным газообразованием;
  • появляется бледность кожи, склонность к появлению гнойничков.

Симптомы запора при синдроме раздраженного кишечника:

  1. чередование запоров и поносов;
  2. чувствительность к стрессам, употреблению грубой клетчатки;
  3. ребенок чувствует, что кишечник не опорожнился полностью;
  4. появление полоски крови в каловых массах;
  5. дети заметно теряют в весе;
  6. низкое содержание гемоглобина.

Обследование ребенка

Специалист при запоре назначает комплексное обследования.

При обращении к врачу родителей с ребенком, страдающим от хронического запора, специалист назначает проведение комплексного обследования.

Вначале проводится сбор семейного гастроэнтерологического анамнеза со слов родителей и самого ребенка.

Врача интересует история развития маленького пациента, возможные нарушения его поведения, стрессовые факторы семейного воспитания, диета ребенка, предшествующее лечение.

Затем проводится осмотр на выявление клинических симптомов запора: определение цвета и упругости кожи, размера живота, состояния языка. При пальпации отмечается наличие кала в толстой кишке, ее болезненность.

Осмотр области около ануса позволяет увидеть раздражение кожи, наличие или отсутствие трещины. Проводятся лабораторные и инструментальные исследования:

  • Копрология каловых масс – на наличие слизи, крови, эритроцитов, лейкоцитов;
  • Рентгеноскопия толстой кишки с бариевой взвесью – на определение нарушения ее пассажа, удлинение, изменение расположения;
  • Иригоскопия – на определение аномалий кишечника, вида запора.
  • Ректороманоскопия – на определение тонуса и параметров толстой кишки;
  • Колоноскопия – для исключения онкологического поражения или воспалительных процессов.
  • Анализ крови на гемоглобин;
  • Анализ кала на дисбактериоз.

Как помочь малышу

Нельзя применять клизму для детей грудного возраста.

Рациональное лечение функционального запора зависит от того, что стало причиной его появления, сопутствующих заболеваний ребенка и наличия осложнений.

Цель лечения – нормализация скорости прохождения кала по толстой кишке и смягчение его консистенции.

У детей грудного возраста недопустимо применять для лечения запоров клизмы. Это может быть лишь средством для экстренного облегчения состояния, так как клизмы вызывают спазмы кишечника и появление вторичного и привычного запора.

Дети, находящиеся на естественном вскармливании, и получающие прикорм, должны пить достаточно воды (около 100 мг в сутки). Усиливает перистальтику введение в прикорм овощей и круп. Рацион кормящей матери не должен содержать продуктов, стимулирующих газообразование у ребенка.

Дисбактериоз купируется введением пре- и пробиотиков, при плотном стуле назначается препарат, содержащий лактозу. Дополнительные лечебные мероприятия у детей первого года жизни:

  1. массаж животика, спины и области кожи вокруг ануса,
  2. лечебная гимнастика,
  3. применение глицериновых свечей,
  4. укропная вода или чай с фенхелем при повышенном газообразовании,
  5. при искусственном вскармливании – смеси с лактулозой, олигосахаридами.

У детей дошкольного возраста нужно уделить особое внимание выработке рефлекса на дефекацию. Для этого используется пошаговая методика:

  • Холодное питье натощак.
  • Прием слабительного.
  • Завтрак.
  • Использование холодной глицериновой свечи для стимулирования акта дефекации.
  • Дефекация.

При спастическом запоре применяются спазмолитики, теплые ванны, обезболивающие свечи с папаверином.

При запоре, вызванном гипомоторной дискинезией, назначаются прокинетики и витамины группы В.

Дети должны иметь возможность для проявления физической активности. Их рацион должен быть насыщен продуктами, богатыми растительной клетчаткой, содержать достаточно жидкости. Количество легкоусвояемых углеводов (сахар, белый хлеб, сдоба), наоборот, следует уменьшить.

Большое значение для устранения функциональных запоров имеет специально подобранная диета. Она содержит ржаной хлеб, овощные супы, каши, яйца, оливковое масло, кисломолочные продукты. Приветствуется употребление свежих фруктов: вишни, яблок, дыни, арбузов, чернослива. Рекомендуемые овощи: огурцы, редис, репа, морковь, свекла.

Функциональные запоры у детей имеют множество симптомов. Определить причину их возникновения, разновидность запора, провести грамотное обследование и назначить лечение сможет только специалист – педиатр, детский гастроэнтеролог. Выполняя рекомендации врача, соблюдая диету, рекомендованную ребенку, можно в кратчайшие сроки избавиться от этой патологии.

Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Расскажите друзьям! Расскажите об этой статье своим друзьям в любимой социальной сети с помощью социальных кнопок. Спасибо!

Твит

Телеграм

Класс

Вотсап

Источник: http://PishheVarenie.com/zapor/rebenka/funktsionalnyj-zapor-u-detej/

Функциональный запор у новорожденных детей: причины и лечение

Запоры у детей раннего возраста

Функциональный запор у грудничка – ещё одна проблема, с которой нередко обращаются к педиатрам мамы детей, находящихся на искусственном вскармливании. Чаще всего причиной запоров у новорожденных является слабая перистальтика кишечника, затрудняющая движение и выделение каловых масс. Чаще всего проблема исчезает, когда у ребенка сформировывается кишечная микрофлора.

Почему бывают запоры у новорожденного ребенка

Функциональный запор у детей — это нарушение моторной функции кишечника, в результате которого удлиняются интервалы между акциями дефекации или кишечник систематически опорожняется не полностью.

Многие груднички испытывают затруднение при опорожнении кишечника, которое проявляется отсутствием стула в течение 1, 2, 3 суток. Стоит ли мириться с таким положением, или надо хвататься за клизму? Прежде всего, необходимо понять и выявить причину запора.

Кишечник у детей имеет некоторые анатомо-физиологические особенности, которые способствуют возникновению легких функциональных расстройств его моторики, поэтому стул у детей первых месяцев жизни нестабильный: то запор, то понос.

Кишечник грудного ребенка относительно длиннее, чем у взрослого, мышечный слой и эластические волокна в кишечной стенке слабо выражены, секреторный аппарат недостаточно активен, нервные пути недоразвиты. Эти факторы способствуют становлению привычных запоров.

Почему у новорожденных бывают запоры, и почему эта проблема чаще всего возникает у детей, находящихся на искусственном вскармливании?

Часто функциональные запоры у детей раннего возраста возникают из-за слабого развития мышц передней брюшной стенки, вялая перистальтика кишечника также затрудняет продвижение каловых масс и их выделение.

Во время внутриутробного периода пищеварительная система бездействовала, поэтому требовать от нее безупречной работы с первых дней жизни неразумно. Постепенно усилится работа пищеварительных желез, повысится активность ферментов, сформируется кишечная микрофлора, и кишечник начнет работать как часы. В первые месяцы жизни проблемы с пищеварением у многих детей неизбежны.

Причиной функционального запора в раннем возрасте могут стать и дефекты вскармливания, недоедание, ранний перевод на смешанное или искусственное вскармливание.

При подозрении на недоедание проверьте, сколько молока малютка высасывает за одно кормление и за сутки. Для этого следует провести несколько контрольных взвешиваний в течение дня, а затем, суммируя данные, можно подсчитать объем молока в среднем за одну трапезу и за сутки.

Проведенное в условиях поликлиники однократное контрольное взвешивание может не дать достоверных данных, так как ребенок, насильно разбуженный для кормления, будет сосать вяло, и полученный результат способен ввести в заблуждение и маму, и врача.

А следствием этого станет необоснованный перевод ребенка на смешанное или искусственное вскармливание при достаточной лактации у матери. Как только вы убедитесь в том, что ребенок недоедает, и обеспечите его достаточным питанием, стул наладится.

О том, что ребенок голоден, вы можете догадаться и по редким мочеиспусканиям. Если за целые сутки у вас скопилось меньше 6 мокрых пеленок, можете не сомневаться: ребенок голодный; срочно принимайте меры по налаживанию полноценного вскармливания. Малыш, «упакованный» с рождения в одноразовые подгузники, не сможет подсказать маме о своей проблеме.

У здорового грудного ребенка, находящегося на естественном вскармливании, стул бывает 2-4 раза в день, оранжево-желтого цвета, в виде гомогенной кашицы, кисловатого запаха.

При искусственном вскармливании стул бывает реже, 1-2 раза в день, иногда через день.

Почему у таких новорожденных бывают запоры и как помочь малышам? Каловые массы у детей-«искусственников» содержат меньше воды, имеют более густую консистенцию, иногда бывают оформлены.

При вскармливании молочными смесями стул имеет бледно-желтую окраску, по мере расширения диеты и введения овощного и мясного прикорма приобретает темную окраску.

Дети — «искусственники» более склонны к запорам, так как на переваривание молочных смесей затрачивается больше времени и ферментов, количество каловых масс значительно повышается, и кишечнику тяжелее переместить их к выходу и удалить из организма. Прохождение пищевой кашицы по кишечнику при искусственном вскармливании может достигать 48 часов, тогда как у ребенка, вскармливаемого материнским молоком, — от 16 до 22 часов.

Если у ребенка в течение суток не было стула, но он не проявляет признаков беспокойства, хорошо сосет, активно и жизнерадостно ведет себя, не торопитесь прибегать к постороннему вмешательству. Он самостоятельно справится с этим важным «большим» делом.

Видимо, материнское молоко усваивается у малыша почти полностью, и небольшое количество шлаков в кишечнике не мешает радоваться жизни. Как только каловых масс накопится достаточно (иногда для этого требуется 1-2 дня), кишечник удалит их самостоятельно.

Теперь вы понимаете, почему у новорожденного ребенка бывают запоры, а значит, пришла пора узнать, что нужно делать в этом случае.

Что делать при запорах у новорожденных: диета

В диету при запоре у новорожденного-«искусственника» должны входить отвары из фруктов и овощей, способствующие усилению движений кишечника.

Отвары из яблок, из яблок и моркови, из моркови и капусты, из кабачков, капусты, моркови и репы, из шиповника — все они готовятся по одной технологии: подготовленные овощи и фрукты режут на мелкие кусочки, заливают водой, доводят до кипения и варят 20-30 минут под крышкой на медленном огне.

После охлаждения процедить через несколько слоев марли и давать ребенку, начиная с одной чайной ложки на прием, доводя объем до 70-100 мл в сутки.

Что делать при запорах у новорожденных, происходящих систематически? При постоянной задержке стула должны помочь фруктовые и овощные соки, богатые витаминами, минеральными веществами и клетчаткой.

Иногда причиной запора может быть недостаточное получение ребенком жидкости. Проще говоря, мама не считает нужным поить ребенка, потому что «смеси и так жидкие». Это весьма распространенная ошибка.

Для переваривания более богатой белком по сравнению с женским молоком смеси требуется повышенное количество жидкости.

Так что не забывайте поить ребенка, особенно в жаркое время года, когда увеличиваются потери воды через кожу и дыхательные пути.

Для лечения функционального запора у детей в качестве напитков можно использовать укропную воду, чай с фенхелем, отвар ромашки, настой шиповника, фруктовые и овощные отвары (из яблок, чернослива, моркови, капусты).

Что же делать, если запор у новорожденных детей и задержка газов вызывает беспокойство малыша, а вместе с ним и всей семьи? Да и как же не волноваться, если он кричит до посинения, прижимая ножки к животу, выплевывает грудь и пустышку, а живот вздут и громко урчит? Девяносто девять матерей из ста хватаются за клизму, но в большинстве случаев ставят ее неправильно и положительного эффекта не достигают.

Как делать массаж живота новорожденному при запоре (с видео)

Если вы не знаете, что делать при запорах у новорожденных детей, не торопитесь с введением посторонних предметов в прямую кишку, пусть даже и с самой благородной целью. Можно помочь ребенку более приятным для него и эффективным способом. Если ребенок беспокоен из-за отсутствия стула и скопления газов в кишечнике, ему поможет правильно выполненный массаж.

Для выполнения массажа живота новорожденному при запоре положите ребенка на пеленальный стол, освободите его от подгузников и ползунков и теплой рукой начинайте легкое спокойное поглаживание по часовой стрелке. Легкие поверхностные движения действуют успокаивающим образом.

Этим приемом следует начинать и заканчивать массаж. Поглаживание производится скользящими движениями ладонью, постепенно усиливая давление на брюшную стенку.

Следующий прием массажа новорожденному при запоре — растирание — производится тремя средними пальцами так же по часовой стрелке, с применением более значительной силы давления.

Брюшная стенка у грудничка тонкая, подкожно-жировой слой выражен слабо, поэтому массирующие движения воздействуют практически на стенки кишечника и, усиливая перистальтику, способствуют продвижению кишечного содержимого к выходу и освобождению кишечника. Особенно интенсивно старайтесь массировать область сигмовидной кишки (над левой ножкой), где скапливаются каловые массы.

Перед тем как делать массаж новорожденному при запоре, позаботьтесь, чтобы ваши руки были чистыми, теплыми, сухими, с короткими ногтями, без колец и браслетов. Учитывая нежность и легкую ранимость кожи ребенка, а также его повышенную нервную возбудимость, массаж нужно производить осторожно, плавно, без толчков.

Не стоит пользоваться присыпкой или вазелином, чтобы не нарушать кожное дыхание. Во время массажа разговаривайте с ребенком. Ласковые интонации маминого голоса оказывают дополнительное успокаивающее действие. В эффективности массажа вы убедитесь, как говорится, не отходя от кассы.

Кишечник тут же освобождается от кала и газов, а ребенок сразу же успокаивается.

«Массаж при запоре у новорожденного» поможет вам лучше понять, как выполняется эта процедура:

С первых месяцев жизни следует выполнять с ребенком гимнастические упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц живота.

Гимнастика должна вызывать у ребенка положительные эмоции, развивать и тренировать его.

Источник: https://ladycharm.net/2018/09/zapor-u-novorozhdennyx/

Запор у ребенка дошкольного возраста: причины и факторы риска

Запоры у детей раннего возраста

Запор у детей после года представляет собой клинический симптом, который возникает в результате нарушения эвакуаторной функции кишечника и выражается затруднением акта дефекации и/или урежением возрастного ритма актов дефекации с вынужденным натуживанием.

При этом запор сопровождается слишком твердым и скудным стулом с недостаточной функцией опорожнения толстого кишечника.
Кроме этого при возникновении запоров дети жалуются на боли в животе, вялость, слабость, отказ от горшка.

Но, к сожалению не всегда родители своевременно обращают внимание на возникновение этой проблемы и приходят к врачу – часто это связано с тем, что они не придают ей должного значения.

Стоит отметить, что как признаки этого патологического симптома, так и причины его возникновения значительно отличаются от задержки стула у грудничка:

Подробнее об этой проблеме можно прочитать в этой статье:

Почему возникает запор у грудничка

Какие бывают запоры у детей дошкольного возраста

Запоры у детей после года подразделяют на функциональные и органические и классифицируются:

  • по причинному и патогенетическому факторам;
  • по механизму развития;
  • по течению.

Также запоры у детей подразделяют на идиопатические, первичные и вторичные.

Первичные запоры

Первичные запоры у ребенка от года, трех лет и старше наиболее часто обусловлены органическими причинами и являются:

  • врожденными запорами, которые связаны с аномалиями развития кишечника;
  • приобретенными.

К врожденным этиопатогенетическим факторам, вызывающим развитие первичных запоров у детей раннего возраста относятся пороки развития толстого кишечника.

Чаще всего их вызывают:

  • мегадолихосигма;
  • мегаректум;
  • аноректальные стенозы;
  • болезнь Гиршпрунга (аномалии развития иннервации толстой кишки).

Чаще всего органические или первичные запоры проявляются у ребенка с рождения в виде частой задержки или полного отсутствия самостоятельного стула.

Среди органических причин запоров чаще всего встречаются болезнь Гиршпрунга и долихосигма.

Причиной органических запоров могут быть и приобретенные анатомические изменения:

  • опухоли;
  • полипы;
  • спаечная болезнь после операций в раннем возрасте.

Эти заболевания у детей встречаются крайне редко и аномалии развития чаще проявляются уже на первом году жизни ребенка.

Лечением таких запоров занимаются детские хирурги, и обычно требуется проведение операции.

Идиопатический запор

Идиопатические запоры у ребенка дошкольного возраста связаны:

  • с нарушение пропульсации проксимальных отделов толстой кишки («инертная ободочная кишка»);
  • с нарушением опорожнения дистального отдела прямой кишки  («инертная прямая кишка»).

Эти запоры встречаются значительно чаще и требуют незамедлительного лечения.

Вторичные запоры

Чаще всего вторичные запоры возникают:

  • при несбалансированном рационе у ребенка и недостаточном потреблении жидкости;
  • при заболеваниях внутренних органов и систем, чаще нервной и эндокринной;
  • при приеме некоторых медикаментов;
  • при малоподвижном образе жизни (гиподинамия), который нарушает нормальную моторику кишечника и вызывает застойные явления в области малого таза;
  • при стрессах и неупорядоченном образе жизни;
  • при воздействии других факторов.

Алиментарный запор  

Но наиболее часто запоры являются вторичными, связанные с неправильным питанием и формированием алиментарного запора.

В данном случае запоры возникают при присутствии в больших количествах в рационе ребенка:

  • шоколада;
  • мучного, риса;
  • творога или твердого сыра;
  • сдобы;
  • гранат, груш и айвы;
  • консервы;
  • полуфабрикаты;
  • жирной пищи;
  • манная и рисовая каши.

И при недостаточном потреблении растительной клетчатки и жидкости.

Это приводит к уменьшению объема фекалий и значительному замедлению продвижения пищевого комка по кишечнику.

Алиментарные запоры обычно усиливаются зимой.

Нейрогенные запоры

Достаточно частой причиной возникновения запоров у дошкольников считаются  нейрогенные запоры.

Они связаны с нарушением механизмов нейрорегуляции моторики кишечника и постоянным присутствием психоэмоциональных факторов или различных видов поражения ЦНС.

Наиболее часто нейрогенный запор вызывают:

  • психическое перенапряжение;
  • подавление физиологических позывов на дефекацию;
  • прологирование (насильственное удерживание) акта дефекации;
  • недостаток гигиенических навыков.

Возникновения этих факторов часто совпадает с началом посещения ребенком детского дошкольного учреждения, стеснительности.

Также большое значение имеет наличие анальных трещин, когда акт дефекации сопровождается болевым синдромом  и у ребенка формируется «боязнь горшка».

При этом возникают так называемые привычные запоры.

Истинные нейрогенные запоры у ребенка возникают на фоне резидуально-органического поражения ЦНС, при этом формируется нарушение перистальтики кишечника (дискинетический вариант запора):

  • при невритах;
  • при неврозах;
  • при миопатиях;
  • при миелитах;
  • при опухолях;
  • при ДЦП.

Кроме этого может возникать рефлекторный вариант запора (вторичная дискинезия) при функциональных

и органических заболеваниях органов пищеварения:

  • при гастритах;
  • при дуоденитах;
  • при дискинезии желчевыводящих путей по гипомоторному типу;
  • при синдроме раздраженного кишечника;
  • при колитах;
  • при ферментопатиях.

Причинами развития упорных запоров может быть ослабление мускулатуры диафрагмы и передней брюшной стенки при различных грыжах или расхождении мышц передней брюшной стенки.

Медикаментозный запор

Этот вид запора обусловлен воздействием на организм определенных лекарственных средств.

Они связаны с побочным воздействием препаратов на перистальтику кишечника. Таким побочным действием обладают:

  • сердечнососудистые;
  • снотворные;
  • мочегонные;
  • обезболивающие;
  • спазмолитики;
  • железосодержащие лекарства.

Реже у детей трехлетнего возраста могут возникать гипотонические или атонические запоры, с задержкой дефекации от пяти до семи дней, которые характеризуются болезненным актом дефекации с большим количеством каловых масс.

Признаки запора у дошкольников

Главным симптомом  запора у ребенка считается отсутствие нормального стула в течение 36 часов.

Симптомом хронического запора у ребенка является регулярная задержка стула.

Такое состояние требует систематического лечения, в том числе и психологического (беседы с родителями и врачами о правильной гигиене и необходимости посещать туалет вовремя и пр.).

Кроме этого нужно помнить, что запор сопровождается возникновением у ребенка постоянной вялости и слабости, отмечается снижение аппетита.

Это связано с нарушением процессов переваривания и активацией всасывания вредных токсических веществ из каловых масс.

При накоплении твердых каловых масс в просвете кишечника нарушается питание ее слизистой оболочки.

Хроническая задержка стула постепенно приводит к нарушению микрофлоры кишечника с преимущественным изменением количества болезнетворной флоры и снижением уровня положительной микрофлоры.

Также прогрессирует нарушение всасывания витаминов и микроэлементов, приводящее к различным нарушениям обменных процессов внутри клеток, и во всех тканях организма.

Постепенно развивается анемия.

Дополнительными патогенными факторами считается:

  • развитие воспаления в кишечнике (колит);
  • активируется моторика кишечника, что приводит к появлению спастических болей в животе;
  • расширяется диаметр кишечника.

Это все только усугубляет запор.

Родителям необходимо помнить, что при возникновении запора у ребенка в любом возрасте нужно обратиться на прием к врачу-педиатру, установить причинный фактор, провести дополнительные методы обследования для правильного лечения как функциональных, так и органических причин запора.

Как можно раньше необходимо обратиться к врачу в следующих случаях:

  • если запор у ребенка сопровождается жалобами на острые боли в животе, частым вздутием живота и стойким снижением аппетита;
  • в стуле малыша появляется кровь;
  • если ребенок удерживает стул по эмоциональным причинам.

Длительный запор может вызывать различные осложнения:

  • дисбактериоз и колиты;
  • трещины прямой кишки, которые сопровождаются появление алой крови после дефекации и выраженные боли;
  • выпадение слизистой прямой кишки.

Подробнее о выпадении прямой кишки у детей можно прочитать в этой статье:

Выпадение прямой кишки у детей: причины и симптомы болезни

При появлении симптомов этих патологических состояний нельзя заниматься самолечением – нужно срочно обратиться к врачу.

Неблагоприятным симптомом считается периодическое каломазание (энкопрез).

При этом состоянии твердые каловые массы скапливаются в прямой кишке, а жидкий кал непроизвольно выделяется наружу в результате утраты контроля ребенка над мышечным аппаратом прямой кишки.

В первую очередь нужно посетить педиатра, именно он должен определить необходимость консультаций других специалистов (детских невролога, эндокринолога, хирурга).

врач – педиатр Сазонова Ольга Ивановна

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Сохранить

Запор у ребенка дошкольного возраста: причины и факторы риска

Источник: http://www.malyshzdorov.ru/zapor-u-rebenka-doshkolnogo-vozrasta-prichinyi-i-faktoryi-riska-chto-nuzhno-znat-roditelyam/

Функциональные запоры у детей раннего возраста

Запоры у детей раннего возраста

Е.А. КОРНИЕНКО, заведующая кафедрой гастроэнтерологии ФПК и ПП Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии, профессор, доктор медицинских наук

Е.А. КОРНИЕНКО, заведующая кафедрой гастроэнтерологии ФПК и ПП Санкт-Петербургской государственной педиатрической академии, профессор, доктор медицинских наук

Запор — нарушение функций кишечника, выражающееся в увеличении интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной физиологической нормой или систематически недостаточным опорожнением кишечника.

В физиологических условиях частота дефекаций может варьировать в зависимости от характера питания, количества употребляемой жидкости и других обстоятельств.

У детей первых месяцев жизни, находящихся на грудном вскармливании, частота стула может быть от 1 до 6—7 раз в день, при переходе на дефинитивное питание стул становится более густым и редким.

Исходя из этих представлений, о запоре у детей до 3 лет можно говорить при частоте стула реже 6 раз в неделю.

Грудное молоко усваивается лучше детских адаптированных смесей: белок женского молока создает более нежный сгусток, быстрее эвакуируется и всасывается, жиры легче усваиваются, перевариваясь липазой желудка, и не формируют кальциевые мыла, галактоолигосахариды обладают пребиотическим действием, способствуют образованию короткоцепочечных жирных кислот (КЦЖК), которые, обладая осмотическим действием, послабляют стул.

Поэтому стул у детей грудного возраста по консистенции и виду напоминает жидкую горчицу, имеет слабокислый запах и рН (5,5—6,5).

Иногда у детей на грудном вскармливании могут быть эпизоды более редкого стула вследствие почти полного усвоения пищевых ингредиентов, но при этом общее самочувствие ребенка не страдает, живот не увеличивается в размерах, консистенция стула остается мягкой, ребенок нормально прибавляет в весе.

Если задержки стула становятся регулярными, стул становится твердым, отходит не в полном объеме, это следует расценивать как запоры. Очень важно при этом обращать внимание на весовые прибавки, размеры живота, наличие беспокойства. Если нарушается хотя бы один из этих показателей, ребенок требует углубленного обследования.

Цель диагностики — уточнение механизмов запоров

Стул при запорах обычно имеет уплотненный характер, фрагментирован или напоминает «овечий». Иногда плотными могут выглядеть первые порции, а последующие иметь нормальную или даже мягкую консистенцию. Дефекация может быть частичной, малыми порциями. После периода запора стул периодически отходит в большом объеме, может быть даже разжижен.

Запор может сопровождаться болями в животе, беспокойством ребенка, боли исчезают или облегчаются после дефекации. При упорных запорах может быть увеличение живота, при пальпации можно обнаружить плотные каловые массы в нижнем левом квадранте.

Любые хронические запоры, если их не лечить, имеют прогрессирующий характер и могут в дальнейшем осложняться анальной инконтиненцией вследствие расслабления внутреннего анального сфинктера.

Запоры — одна из наиболее частых жалоб у детей, они нередко встречаются в раннем возрасте, особенно при искусственном вскармливании.

Дифференциальный диагноз с органической патологией основывается на клинических, рентгенологических данных и результатах эндоскопического исследования. Независимо от причин, запоры прогрессируют без лечения.

Лечение включает рациональную диетотерапию и слабительные. Среди слабительных наиболее безопасна и разрешена с рождения лактулоза (Дюфалак®).

Целью диагностики в подобных ситуациях является не установление факта запоров как таковых, а уточнение их механизмов и исключение органической патологии. Эндоскопия (колоноскопия, сигмоскопия) позволяет оценить состояние слизистой оболочки дистальных отделов и проводится для исключения воспалительных заболеваний кишечника. При функциональных запорах слизистая оболочка визуально не изменена.

Ирригография позволяет оценить анатомические соотношения, тонус и опорожнение толстой кишки, исключить недостаточность пуборектальной петли, врожденные пороки (болезнь Гиршпрунга, долихосигма, нарушение ротации и фиксации кишки). При функциональных запорах рентгенологических изменений обычно не обнаруживают, но иногда при упорных запорах дистальные отделы кишечника могут быть расширены, опорожнение замедленно.

Дифференциальный диагноз при хронических запорах проводят прежде всего с болезнью Гиршпрунга, которая представляет собой врожденный аганглиоз участка толстой кишки. Зона аганглиоза может иметь разную протяженность в проксимальном направлении от анального сфинктера: чем она больше, тем раньше проявляется заболевание и тем тяжелее его симптомы.

Для болезни Гиршпрунга характерно раннее начало (с первых месяцев жизни), прогрессирующее течение, формирование каловых камней, увеличение живота. В раннем возрасте болезнь может осложняться энтероколитом (вследствие активации кишечной аутофлоры).

Диарея, появляющаяся при этом на фоне запоров, не должна смущать педиатра и сбивать его с правильного диагностического пути.

Рентгенологически при этом отмечают сужение в дистальной части, которое лучше видно на боковых снимках; выше зоны сужения кишка расширена, опорожнение замедленно. В биоптате подслизистого слоя, который исследуют в сомнительных случаях, повышен уровень ацетилхолинэстеразы. Лечение болезни Гиршпрунга, как правило, оперативное.

Рекомендуются только осмотические слабительные

Лечение функциональных запоров следует начинать с диетических рекомендаций. Как правило, дети на грудном вскармливании не требуют дополнительной коррекции, прикормы следует вводить с 4 мес., предпочтение отдают овощным и фруктовым блюдам.

Детям на искусственном вскармливании можно рекомендовать кисломолочные адаптированные смеси с пробиотиками («НАН кисломолочный», «НАН комфорт»), смеси с фрукто- и галактоолигосахаридами («Нутрилон Комфорт») или смесь с лактулозой («Бифидус»).

С полутора лет рекомендуют высаживать детей на горшок 2—3 раза в день после еды на 5 минут для туалетного тренинга.

При неэффективности коррекции диеты лечение проводится с помощью слабительных препаратов. Их следует применять в течение нескольких месяцев, дозу следует подбирать до достижения регулярного стула.

Из всех групп слабительных в раннем возрасте рекомендуются только осмотические слабительные, прежде всего лактулоза (Дюфалак®), начиная с дозы 5 мл в сутки, или полиэтиленгликоль 1—2 пакетика в день. Для детей до 6 мес. Дюфалак® является единственным разрешенным с рождения слабительным препаратом.

Основным механизмом его действия является размягчение стула за счет удержания воды, что облегчает транспортировку и делает дефекацию менее болезненной. В первые дни приема возможны флатуленция и урчание в животе, которые проходят впоследствии самостоятельно.

Механизм действия Дюфалака® сочетает пребиотическое и послабляющее влияние на кишечник. Лактулоза представляет собой синтетический дисахарид, в состав которого входит молекула галактозы и молекула фруктозы.

Поскольку подобное соединение не встречается в природе, в кишечнике отсутствует соответствующая дисахаридаза, поэтому лактулоза проходит в нерасщепленном виде через тонкую кишку, а в толстой гидролизуется сахоролитической флорой.

В процессе бактериального брожения образуются КЦЖК, обладающие энергетическим и осмотическим действием, снижается рН химуса и выработка токсичных азотистых соединений и аммиака. Курс лечения лактулозой не ограничен, он может проводиться до достижения стойкого эффекта так длительно, как это необходимо.

При уточненном механизме хронических запоров у детей старшего возраста следует дополнительно назначать препараты, влияющие на моторику толстой кишки.

Эффективность лечения запоров у детей зависит от своевременности его начала. Если лечение начато в течение первых двух лет после появления симптомов, оно, как правило, приводит к хорошим результатам. Таким образом, комплексный подход и раннее начало лечения с применением слабительных препаратов мягкого действия, в первую очередь Дюфалака®, являются залогом эффективной терапии.

Источник: https://lib.medvestnik.ru/articles/Funkcionalnye-zapory-u-detei-rannego-vozrasta.html

Функциональные запоры детей раннего возраста

Запоры у детей раннего возраста

В.Ф. Приворотский, Н.Е. Луппова

ГУЗ «Консультативно­-диагностический центр для детей», ГОУ ДПО «Медицинская академия последипломного образования», Санкт­Петербург)

Цель обзора. Представить диагностические критерии запоров функционального происхождения у детей и систематизировать подходы к составлению лечебных программ.

Основные положения. Запоры функционального происхождения составляют 95% всех случаев констипации у детей. Согласно МКБ-­10, в соответствующей рубрике традиционно различают синдром раздраженной кишки (СРК) и собственно функциональные запоры.

Римские критерии III дают установочные критерии диагностики указанных заболеваний. В клинической практике педиатра важно различать гипертонические и гипотонические запоры.

В лечебных программах видное место отводится слабительным препаратам, особенно в случаях возникновения суб-­ или декомпенсированных вариантов запоров.

Среди них заслуживает внимания препарат Форлакс® на основе макрогола 4000 (полиэтиленгликоля 4000) с возможностью назначения последнего с 6-­месячного возраста. В литературе есть данные, указывающие на безопасность и высокую эффективность этого лекарственного средства.

Заключение. Римские критерии СРК применимы лишь по отношению к детям среднего и старшего школьного возраста.

При составлении лечебных программ детям, страдающим функциональными запорами, целесообразно учитывать вариант последних (спастические или гипотонические), степень компенсации, возраст ребенка.

При назначении препаратов слабительного действия следует отдавать предпочтение средствам с осмотическим механизмом действия.

Ключевые слова: Дети, функциональные запоры, лечение, слабительные средства.

Запоры остаются серьезной проблемой современной педиатрии. К сожалению, она нередко недооценивается как родителями маленького пациента, так и педиатрами.

В самом деле, прямой угрозы жизни ребенка в большинстве случаев нет, а многие дети достаточно спокойно переносят задержку стула в течение нескольких дней [1, 2, 4].

Это порождает иллюзию относительной безвредности запоров, что является очень серьезной ошибкой.

Нарушение любой функции организма – всегда проблема, а нарушение акта дефекации – проблема с подтекстом. Попробуйте спросить у подростка про стул, особенно в присутствии родителей, и вы увидите широкий спектр эмоциональных реакций – от полного смущения до агрессии.

Американские врачи подходят к разговору с пациентом на столь щекотливую тему весьма деликатно. В частности, вопрос подростку о частоте дефекаций задается строго конфиденциально. К тому же, используется простейшая, но весьма рациональная терминология: «number one» – сходить по-маленькому, «number two» – по-большому. Может быть, и нам перенять подобный опыт?

Терминология. Термин «запор» или «констипация» происходит от латинского constipatio, (синоним – obstipatio), в дословном переводе – скопление.

Термином «хронический запор» обозначают стойкое или часто повторяющееся нарушение функции толстой кишки продолжительностью более 3 мес, с частотой стула менее 3 раз в неделю (для детей до трех лет – менее 6 раз в неделю), с вынужденным натуживанием, занимающим более 25% времени акта дефекации, с ощущением «неполного опорожнения кишки» [2, 8]. Казалось бы, все понятно, однако с вычислением процента натуживания часто возникают сложности.

Эпидемиология. Согласно данным американских ученых, запорами страдают от 30 до 50% трудоспособного населения развитых стран и от 5 до 20% детей в общей популяции [11–13].

Запоры как основная жалоба встречаются у 3–5% амбулаторных пациентов на приеме педиатра и у 25% амбулаторных пациентов на приеме педиатра-гастроэнтеролога. При этом у 35% девочек и 55% мальчиков, страдающих запорами, отмечается энкопрез [12].

К сожалению, надежной статистики в отношении частоты этого недуга среди детей нашей страны нет.

Нормальная физиология. В норме у человека прямая кишка пуста. Кал скапливается в сигмовидной кишке.

Перемещение его в ампулу прямой кишки вызывает рефлекторный позыв на дефекацию за счет растяжения ампулы, раздражения нервных рецепторов как слизистой оболочки, так и более глубоко расположенных рецепторов мышечной оболочки.

У здоровых людей позыв возникает регулярно утром под ортостатическим влиянием, после вставания с постели или вскоре после завтрака под влиянием гастродуоденоцекального рефлекса. Акт дефекации контролируется центральной нервной системой (ЦНС), и здоровый человек может подавить позыв. Дети умеют это делать с 1,5–2 лет.

В акте дефекации принимают участие: гладкая мускулатура толстой кишки, мускулатура брюшного пресса, мускулатура таза при одновременном расслаблении наружного и внутреннего анального сфинктеров.

Важную роль в нормальном акте дефекации играют повышение внутрибрюшного давления в результате сокращения мышц брюшной стенки и опущения диафрагмы, расслабление внутреннего и наружного анального сфинктеров [13, 14].

В таблице представлены данные о частоте дефекаций у детей разного возраста [10].

Нередко для описания вида стула гастроэнтерологи используют так называемую Бристольскую шкалу, которая включает 7 типов стула: от «овечьего», обусловленного удлинением времени транзита каловых масс по кишечнику, до жидкого водянистого, когда время транзита резко сокращено. Нормальными для ребенка считаются варианты 3-й и 4-й: стул в форме «колбаски» с ребристой поверхностью или в форме «колбаски» («змеи»), гладкий и мягкий [2].

Кал при сбалансированном питании состоит: на 75–80% из воды, на 20–25% из твердых составляющих (10–30% – микрофлора, 10% – нерастворимые минеральные соли кальция и железа, 5% – отслоившиеся клетки кишечника или слизь, остальное – непереваренная клетчатка).

Патогенез. В общем виде патогенез запоров у детей может быть представлен двумя факторами:

· замедление транзита содержимого по кишечнику;

· нарушение акта дефекации (нарушение функции прямой кишки и (или) анального сфинктера, мышц тазового дна) – аноректальная дисфункция.

Не усложняя восприятие этого раздела, приведем основные патогенетические цепочки, возникающие при формировании запоров у детей: замедление транзита каловых масс по толстой кишке (снижение пропульсивной активности – кологенные запоры) и нарушение пассажа каловых масс по ректосигмоидному отделу (проктогенные запоры) #8594; задержка и уплотнение стула #8594; болезненность дефекаций #8594;рефлекторная задержка стула #8594; снижение рецепторной чувствительности, расширение дистальных отделов толстой кишки (или тотальное расширение кишки), дисбиоз толстой кишки #8594; каломазание. В свою очередь, снижение рецепторной чувствительности может приводить к нарушению пассажа каловых масс по толстой кишке, что замыкает «порочный круг» [4, 5].

Классификация. Общепринятой классификации запоров у детей в нашей стране нет. Во многих литературных источниках цитируется классификация запоров И.Л. Кущ [3]. Несмотря на почтенный «возраст», она логична и достаточно проста для понимания.

Классификация запоров (Кущ Н.Л. 1976)

1. Алиментарные запоры:

· вследствие погрешности в диете,

Функциональные запоры у детей раннего возраста

II. Современные Проблемы Детской Гастроэнтерологии. Апостоловские Чтения. Запор у ребенка. Фото.

Новое в профилактике функциональных нарушений ЖКТ у детей раннего возраста. Психосоматические аспекты функциональнальной патологии органов пищеварения у детей. Кандидоз органов пищеварения. Тактика терапии. д. м.н. проф. Возможности персонализированной терапии в детской гастроэнтерологии (хронический гепатит С, лямблиоз). Современные подходы к лечению БКН у детей раннего возраста.

д. м.н. проф.

II. Современные Проблемы Детской Гастроэнтерологии. Апостоловские Чтения

ДАЙГО устраняет запоры у детей!
У ребенка Елены с раннего возраста начались запоры. Ничего не помогало, пока не попробовали ДАЙГО! Теперь все хорошо!

Запор у ребенка

гастроэнтрологияПроблема желудочно-кишечных заболеваний очень актуальна в последнее время. Функционирование детского ЖКТ существенно отличается от того, как работает желудочно-кишечный тракт взрослых людей, поэтому нужно обращаться именно к детскому гастроэнтерологу.

На нашем портале мы постарались показать самые распространенные видео сюжеты на тему гастроэнтерологии у детей. И помните своевременное обращение к детскому врачу -гастроэнтерологу облегчит жизнь и родителям и детям.

Функциональные запоры у детей дошкольного и школьного возраста

Под функциональным запором подразумевается функции кишечника, длящееся не менее 3 месяцев, которое проявляется: задержкой стула более чем на 24-36 часов, удлинением интервалов между актами дефекации по сравнению с индивидуальной нормой, затруднением процесса дефекации, и чувством неполного опорожнения кишечника. Это диагноз, который устанавливается только после проведения обследования у педиатра или гастроэнтеролога, после исключения органических причин запора (аномалии развития, муковисцидоз, опухоли, эндокринные заболевания и т.д.).

Основные причины развития функциональных запоров у детей раннего возраста

1 – нездоровое и нерациональное питание – отказ от завтрака у школьников, торопливость и нерегулярность в приеме пищи, обильный поздний ужин перед сном, употребление малого количества жидкости.

Избыток в рационе продуктов, которые замедляют моторику кишечника и способствуют задержке стула, а именно: какао, рис, шоколад, сухие завтраки, макароны и мучные изделия, плавленый сыр, вареная колбаса, жирная сметана, творожные сырки.

При таком варианте питания всегда имеется дефицит пищевых волокон, которые могут обеспечить нормальную плотность и объем кала, при их дефиците и избытке высококалорийной пищи в кишечнике образуется малое количество кала, он становится плотным и надолго задерживается в организме.

Особенно такой дефицит пищевых волокон наблюдается в осенне-зимнее время в нашем регионе, когда мы едим меньше овощей и фруктов.

2 – вторая очень значимая причина – малоподвижный образ жизни, как ребенка, так и всех членов семьи. Большую часть времени мы стали проводить в сидячем и лежачем положении – перед компьютером или телевизором, все это приводит к снижению тонуса мышц живота, малого таза и как следствие замедление сокращения кишечника и запоры.

3 – также причинами запоров у детей данного возраста могут быть психологические травмы и стрессы.

Например, у детей начавших ходить в детский сад или школу, из-за стеснения или неудобных условий часто имеет сознательное подавление позыва на стул и как следствие нарушение работы кишечника и развитие запора.

Проблемы в семье, гиперопека сот стороны родителей, неприятности в детском саду или школе также нарушает нормальную перистальтику кишечника, и способствуют формированию запоров.

Итак, общие рекомендации по немедикаментозной коррекции запоров, поскольку это основа лечения, лекарственные препараты у детей назначаются строго индивидуально после осмотра доктора и обследования.

Также нужно помнить что, ждать результата от коррекции и диеты через 2 дня нельзя, так быстро процесс нормализации работы кишечника не происходит, ведь нарушенные привычки образа жизни и питания формировались годами, поэтому нужно набраться терпения.

1 – правильная организация режима дня: достаточный по длительности дневной и ночной сон в правильных условиях (прохладный чистый воздух в комнате, удобная одежда, не стесняющая движений); правильный распорядок дня, особенно важно наличие достаточного количества времени утром, чтобы при возникновении позыва на стул после завтрака (что абсолютно нормально) ребенок успел все сделать до выхода из дома, и не терпел весь день. Ребенка с 2-3 лет можно приучать к правильной позе во время дефекации – на корточках, ноги поджаты к животы с опорой на пятки, в таком положении нет перегибов в прямой кишке, и лучше сокращаются мышцы брюшного пресса и таза и легче проходит дефекация. Для данного положения у ребенка раннего возраста подходит горшок, а для более старшего возраста – подставки для ног у унитаза, чтобы была опора на ноги.

2 – питание: важна регулярность – 4-5 раз в день, завтрак обязательно, перед завтраком за 30 мин полезно выпить. стакана воды комнатной температуры, сока с мяотью или настоя кураги и чернослива, ужин не позднее 2-2,5 часов до сна, перед сном можно выпить стакан кисломолочного свежего продукта.

Основной упор на уменьшение животных жиров, мучных и высококалорийных продуктов, и увеличение доли пищевых волокон (серый, не кислый и хорошо пропеченный хлеб, отрубной хлеб, печенье из грубой муки, термически обработанные овощи и фрукты, готовые пшеничные отруби) до 10-20 г/сутки. Также нужно помнить про достаточное количество жидкости 1-1,5 литра в виде некрепкого чая, воды, морсов и соков с мякотью, свежих кисломолочных напитков.

3 – активный двигательный режим в течение дня: прогулки, ежедневная гимнастика, плавание и другие виды активности, ведь у ленивого человека, кишечник тоже «ленится» работать.

Важно укрепления мышц брюшного пресса и тазового дна.

Часто дети предпочитают проводить время за компьютерами и TV, тогда можно отправиться на прогулку всей семьей, если мама или папа участвуют, то ребенок редко отказывается.

4 – по возможности избегание травм и стрессов, если таковые возникают на помощь всегда придет детский психолог, нужно только не стесняться к нему обратиться.

5 – проведение курсов медицинского массажа у специалиста также полезно, особенно для детей школьного возраста.

Источники: http://www.eurolab.ua/encyclopedia/565/43595/, http://pluh.nsk.ru/article/12942, http://clinfood.ru/articles/funkcionalnye-zapory-u-detey-doshkolnogo

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/zapor-u-rebenka/funkcionalnye-zapory-detej-rannego-vozrasta.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.