Особенности задержки психического развития

Содержание

Особенности задержки психического развития

Особенности задержки психического развития

Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли, познавательных возможностях, нарушения личности и пр.

Черты детей с ЗПР

Основные черты детей с задержкой психического развития такие:

  • замедленное восприятие
  • несформированность игровой деятельности
  • проблемы в интеллектуальной деятельности
  • ограниченный запас известных слов
  • небольшой запас знаний и представлений о мире
  • незрелость поведения, воли
  • незрелость эмоциональной сферы
  • низкая работоспособность вследствие очень большой утомляемости
  • трудности в проведении словесно-логических операций
  • длительное время восприятия и переработки полученных данных
  • неумение применять вспомогательные средства, чтобы запомнить информацию
  • нарушение всех видов памяти

Гармонический и психофизический инфантилизм

Дети с ЗПР часто страдают психической и физической задержкой развития. Потому у них нарушена социальная адаптация, поведение значительно отличается от поведения здоровых сверстников. Физическое развитие замедленное, вследствие чего рост детей с рассматриваемым диагнозом ниже, как будто они на 2 года младше здоровых одногодок.

Дети с ЗПР имеют данного типа имеют живую мимику, полноценные жесты. Их движения можно охарактеризовать как порывистые и быстрые. Когда такие дети играют, они долго не устают. Как только им поручают практические задания, то необходимость концентрации внимания быстро высасывает из них все силы. Если интеллект на нормальном уровне, то дети любят считать, читать и писать.

Дети слабо способны напрягаться умственно, у них повышенная внушаемость (как у дебилов), они подражают тем, кого видят.

К шести годам у ребенка появляется регуляция собственного поведения в зависимости от жизненных задач (поиграть во дворе, сделать уроки и пр.).

При инфантилизме дети не обладают самостоятельностью, они не могут критично оценивать собственные поступки. На уроках они могут «не быть здесь» и потому не выполняют задания учителя.

Дети с такой особенностью ЗПР могут расплакаться из-за мелочей, но успокаиваются довольно быстро, если обратить их внимание на что-то приятное, переключить на приятную деятельность. Дети с ЗПР склонны фантазировать, заменяя фантазиями неприятности, которые имели место в реальной жизни.

Дисгармонический психический инфантилизм

Эта особенность часто связана с патологиями эндокринной системы.

Если в организме ребенка не вырабатывается достаточное количество гормонов половых желез и надпочечников, то с двенадцати лет у детей обоих полов наблюдается заторможенное половое созревание.

Психика такого ребенка с 12-13 лет имееют особенности, которые присущи гипогенитальному инфантилизму. Незрелость реже проявляется у лиц женского пола.

Подростки характеризуются такими особенностями:

  • высокая работоспособность утром и днем, снижающаяся к вечеру
  • быстрая утомляемость
  • неспособность длительное время концентрировать внимание
  • небольшой объем памяти
  • больные мужского пола заинтересованы в спокойных формах занятий
  • недостаточное развитие навыков и умений
  • неповоротливость и медлительность
  • довольно развитый интеллект
  • эрудиция на высоком уровне
  • невнимательность, упускают мелочи
  • не могут сконцентрировать внимание
  • болезненно воспринимают критику
  • легко обижаются
  • комфортнее ощущают себя среди взрослых, чем среди одногодок

Гипогенитальный тип инфантилизма проявляется и внешне. Такие дети в основном полные, низкие, лицо их в форме луны, голос почти всегда тонкий.

Гипофизарный нанизм

Это одна из эндокринных форм инфантилизма, известна также как карликовость. У детей с таким диагнозом незрелая психика, но есть склонность рассуждать, поучать других, они в основном педантичны.

В школе получают низкие отметки, потому что имеют слабую силу воли, нерасторопны и не могут концентрировать внимание. Есть проблемы с логической памятью. Новый материал таким детям дается трудно.

Но, если они выучили правила, то активно и правильно их применяют в дальнейшем.

Особенности учебной деятельности детей с ЗПР

Дети с ЗПР в учебе отличаются от детей с диагнозом умственной отсталости. Они способны решать такие же задачи на интеллект и практически задачи, как и здоровые дети такого же возраста. Они могут понять простую задачу, а также понимают сюжеты изображений. Но познавательная активность находится на низком уровне. Они быстро устают в процессе учебы, потому отметки таких детей часто низкие.

Когда ребенок утомляется, он не может дальше учиться, усваивать материал, который дает воспитатель/учитель. Они не могут запомнить, какие условия задачи даны, не могут запомнить текст, который читается вслух и т. д.

В письменных работах могут наблюдаться нелепые ошибки. Решение задачи часто такие дети подменяют механической манипуляцией с цифровыми данными. Больные не имеют достаточно широких представлений о мире.

В учебе у таких детей должна преобладать игровая мотивация, чтобы учебный процесс был достаточно эффективным.

Педагогом могут быть не замечены такие особенности при начале обучения ребенка с ЗПР в обычной школе:

  • слабая память
  • неумение обобщать и сравнивать
  • неспособность к анализу и синтезу
  • сниженная мыслительная активность

На некоторых этапах обучения можно применить меры, которые помогут ребенку стать более успешным в школе (такое бывает в случаях, когда ЗПР еще не обнаружена, и ребенка считают отстающим в учебе):

  • карточки для сосредоточения на теме урока
  • наглядные дидактические пособия
  • повторение материала
  • объяснения заново неусвоенного материала
  • дополнительные задания и пр.

Из рабочего состояния и психологической гармонии ребенка могут выбить сложные задания учителя, заданный большой объем работы. Часто переход больного ребенка от активного состояния к пассивному нельзя объяснить внешними причинами.

Многие интеллектуальные и личностные качества у ребенка с рассматриваемым диагнозом находятся на нормальном уровне, что видно в периоды повышенной работоспособности ребенка. Когда ребенок находится в гармоничной атмосфере (без угроз, ругани и напряжение), где ему не нужно напрягаться умственно долгое время, то интересные задания он выполняет быстро и качественно.

Если с ребенком работает грамотный педагог, то к третьему или четвертому классу у ребенка с задержкой психического развития появляется интерес к чтению.

В периоды нормальной работоспособности такие дети могут пересказать текст, отвечают на вопросы по тексту, выделяют главные тезисы в нем.

Помощь педагога в выполнении заданий может проявляться по-разному, причем почти всегда дети с ЗПР принимают ее с охотой.

Иногда нужно поменять условия работы ребенка. Например, его вызывают к доске вместо того, чтобы заставлять работать на месте.

Иногда нужны наводящие вопросы, чтобы активизировать интеллектуальную деятельность ребенка с ЗПР. В части случаев дети сами ищут средства, которые помогут им эффективно справиться с поставленной задачей.

Они могут рассуждать вслух при прочтении условий задачи или попытаются записать те данные, что им даны.

Внеклассные особенности ребенка с ЗПР

Вне классной деятельности интересы ребенка могут быть самыми разными, такие дети достаточно активны. Особенность задержки психического развития также в том, что ребенок может отдавать предпочтение спокойным видам деятельности, включая дизайн и рисование. Но всё же большинство детей более активны, любят игры, где нужно активно действовать физически.

Дети с ЗПР любят посещать кинотеатры, театры, ходить на экскурсии. Иногда это сильно впечатляет их. У части детей могут быть проблемы с чувством ритма, координацией и ловкостью, но они всё равно любят активные игры и физическую культуру. И постепенно дети вместе с педагогом исправляют свои недостатки, что явно выделяет их на фоне деток с умственной отсталостью.

Если детям поручают уборку помещения или уход за животными или растениями, то они исполнительны и аккуратны. Но даже такие виды деятельности должны исключать длительное напряжение и концентрацию.

Дети с ЗПР с удовольствием принимают участие в самодеятельности, где проявляют свои интересы и склонности. Доверие взрослых ценно для деток с задержкой развития психики. Но срывы часто неконтролируемы.

После них ребенок может долгое время находиться в подавленном состоянии.

Неопытные педагоги, судя по особенностям поведения таких детей, могут решить, что те способны обучаться в обычных школах. Но изучение детей с такими особенностями педагогами и психологами показывает, что детям с ЗПР нужны отдельные школы или классы. Требования, методы обучения и содержание учебного материала обычной школы для таких детей не подходят.

Период, когда дети с ЗПР могут эффективно учиться, очень недолгий. В основном это 15-20 минут, а потом они устают, и уже не могут решать задачи или усваивать текст. Внимание после этого периода нарушается, действия становятся импульсивными. Когда наступает период усталости, ребенок плохо систематизирует знания, усваивает их кусочками.

После этого ребенок теряет уверенность в собственных силах. Резко утомляются больные с ЗПР после тяжелых задач. Они готовы выполнять в основном механическую работу, в которой интеллектуальные способности не нужны. Они могут делать простые изделия, заполнять формы, копировать образцы и пр.

С одного вида деятельности на другой детям с задержкой психического развития переключиться тяжело.

Особенности задержки психического развития у 7-8-летних детей:

  • тяжело входят в учебный режим
  • долго воспринимают урок как игру, потому склонны нарушать дисциплину
  • изменение поведения после утомления (пассивно ведут себя или мешают учителю)
  • на переменах избегают общения с одноклассниками
  • могут, наоборот, проявлять беспокойство и быть очень активными
  • играют разными предметами или теребят детали своей одежды
  • вспыльчивость
  • обидчивость
  • грубость, склонность к жестокости у некоторых детей с ЗПР
  • самоутверждение не совсем принятыми в обществе путями

Что касается последнего пункта, ребенок может заставлять слабых выполнять за него сложную работу, может командовать другими, проявлять риск в поведении, рассказывать о поступках, которые он на самом деле не делал.

Ребенок с ЗПР тяжело воспринимает необоснованные обвинения, ему тяжело успокоиться после таких конфликтов. Если воспитатель будет игнорировать негативные поступки ребенка, то они могут стать стойкими чертами личности.

Источник: https://www.eurolab.ua/encyclopedia/psychiatry/49208/

Задержка психического развития – это не приговор!

Особенности задержки психического развития

Когда дети приходят в 1 класс и начинают овладевать своими первыми знаниями, через совсем короткое время стает заметным, что у некоторых  все получается очень хорошо, а у кое-кого в учебе возникают проблемы. С чем это связано? Прежде всего, с тем, что у кого-то знаний  больше, здоровье покрепче, психика устойчивее, а значит, и успехи лучше. Ну а у кого-то все наоборот.

Детям, которым тяжело дается учеба и их психическое развитие не совсем соответствует норме, но есть предпосылки выравнивания, ставят диагноз: ЗПР, то есть задержка психического развития.

Изучение ЗПР как заболевания началось недавно – в 50-ых годах прошлого столетия. В основу исследований  легло то, что ученые заметили, что среди неуспевающих учеников встречаются школьники, которые по количеству знаний и поведению очень похожи на умственно отсталых.

У них замедленное мышление, неустойчивое внимание, проблемы с  запоминанием. Но при создании благоприятных условий у таких детей были очевидны значительные успехи, что свидетельствовало о том, что они не умственные отсталые. Их отнесли в отдельную группу, которая начала считаться пограничной между нормой и дебильностью.

Если изобразить это схематически, то уровни интеллектуального развития расположатся так:

Итак, учеными было четко определено, что задержка психического развития (ЗПР) – это обратимые нарушения интеллектуального и психического процесса у ребенка. Данные отклонения преодолеваются при организации для него специального коррекционного обучения и воспитания.

Причины задержки психического развития

Этимология возникновения заболевания довольно обширная. Но основными факторами принято считать:

  • биологические;
  • социально-психологические.

Причинами ЗПР биологического характера принято считать:

  • органические повреждения центральной нервной системы негрубого характера;
  • родовые травмы;
  • внутриутробные инфекции;
  • резус-конфликт;
  • гипоксию плода;
  • недоношенность;
  • желтуху новорожденных;
  • грипп в раннем возрасте;
  • рахит;
  • плохую наследственность (наличие ЗПР у одного из родителей);
  • черепно-мозговые травмы;
  • эпилепсию и т. д.

Причинами ЗПР социально-психологического характера является проживание детей в семьях:

  • неблагополучных;
  • где существует авторитарный характер воспитания;
  • где наблюдается гиперопека.

При условиях социальной депривации, гипоопеки, дефицита общения со сверстниками у ребенка возникает задержка в развитии.

Также ЗПР может стать вторичным дефектом у детей с нарушениями зрения, слуха и речи, которые не проходят специальной реабилитации с коррекционным педагогом, потому что  у них нарушены сенсорные эталоны, что затрудняет их правильное восприятие окружающего мира.

Виды задержки психического развития

Есть несколько классификаций задержки психического развития. Но наиболее распространенной является классификация Лебединской К.С., которая разделяет ЗПР на четыре категории:

  • Конституциональная человека задержка психического развития.
  • Соматогенная ЗПР.
  • Психогенная ЗПР.
  • Церебрально-органическая ЗПР.

Конституциональная задержка психического развития

Задержка психического развития конституционной генезы, как правило, передается по наследству. Особенности ребенка таковы:

  • незрелое телосложение;
  • психический инфантилизм;
  • мотивация к учебе низкая;
  • замедленное мышление, память, речь.

При этом ребенок довольно добродушный, настроение у него всегда хорошее, быстро прощает все обиды.

В школе осваивается быстро, но правила поведения не принимает: может играть во время учебного процесса, часто отвлекается, нередко опаздывает на уроки. Не обращает на учебу внимание. Оценки для него значения не имеют.

Ему интересны только свои занятия, которыми он на уроках и занимается. Поэтому такой ребенок сразу же стает неуспевающим.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Конституционная задержка психического развития поддается исправлению. Исход при правильной организации коррекционного обучения и воспитания благоприятный. Воздействовать на ребенка следует через игру.

Желательно оставить его на повторный курс обучения. Это его абсолютно не травмирует.

Есть большая вероятность, что за год  у него сформируются все психические процессы, и он сможет продолжать учебу за обычной программой.

Задержка психического развития соматогенной генезы

Задержка психического развития соматогенной генезы не имеет наследственности. Как правило, дети рождаются здоровые, без отклонений. Но в результате таких заболеваний, как дистрофия, хронические инфекции, стойкая астения, которыми они начинают страдать с раннего возраста, у них происходит снижение интеллекта.

Особенности ребенка:

  • социально дезаптирован;
  • мотивация к учебе низкая;
  • снижена эмоционально-волевая сфера;
  • возможно аффективное торможение.

Таким детям тяжело освоится в коллективе, поэтому они часто плачут. Как правило, они бездеятельны, безынициативные, их ничего не интересует.

Ситуации вокруг себя воспринимают адекватно, но стремления к достижению определенных целей нет. Очень вялые. Трудности преодолеть самостоятельно не могут.

Учатся плохо, так как быстро утомляются и начинают чувствовать себя плохо. Часто жалуются на головные боли, колики в области сердца.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Детям, имеющим соматогенную ЗПР, требуется постоянная медицинская помощь и контроль со стороны педагога. Им лучше обучаться в школах санаторного типа, так как создать специальный медикаментозный режим в учебном заведении будет довольно сложно. В этом случае доминирует соматического заболевание, которое и притормаживает развитие интеллекта и психических функций в полном объеме.

Задержка психического развития психогенной генезы

Дети с задержкой психического развития психогенной генезы имеют нормальное физическое развитие, соматически полностью здоровы, но им присуща мозговая дисфункция, причиной которой зачастую стают неблагоприятные условия проживания и воспитания.

Особенности ребенка:

  • интеллект снижен;
  • эмоции поверхностные;
  • инфантильность в поведении;
  • неустойчивое внимание;
  • повышенная тревожность.

Ребенок приобретает такие отклонения, так как не чувствует теплоты от близких ему людей. Такие дети, как правило, вырастают в неблагополучных семьях. Там, где царит вседозволенность и полное безразличие к малышу,  с его стороны возможны импульсивные реакции, а также асоциальное поведение.

Плохо себя чувствует ребенок и в авторитарной семье, где царят одни конфликты. Он часто бывает наказан беспричинно. Поэтому дети с таких семей всегда подавлены, очень тревожные, у них возможны вспышки агрессии.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

ЗПР психогенной генезы легко преодолима. Для этого достаточно заинтересоваться ребенком и найти к нему индивидуальный подход.

Задержка психического развития церебрально-органической генезы

Дети с ЗПР церебрально-органической генезы имеют локальные нарушения мозговых функций. Это происходит в результате патологий беременности (токсикозы, грипп, алкоголизм и наркомания матери), родовых травм, тяжелых заболеваний в раннем возрасте.

Особенности ребенка:

  • большая утомляемость;
  • сниженная работоспособность;
  • снижен уровень внимания и памяти;
  • замедленное мышление;
  • учеба дается тяжело.

Такие дети плохо строят взаимоотношения с ровесниками. Их желания стоят на первом месте. Не понимают запретов и замечаний.

Прогнозирование дальнейшего протекания заболевания:

Обучать таких детей тяжело по обычной программе. Им необходима постоянная коррекционная поддержка со стороны педагогов. Есть смысл обучать по специальной программе для детей с ЗПР.

Диагностика детей с задержкой психического развития

Для того чтобы определить диагноз ребенка, необходимо пройти полное медицинское и психическое обследование.

Заключение о его уровне развитии коллегиально выносит психолого-медико-педагогическая комиссия, которая предварительно собирает и изучает анамнез ребенка, анализирует условия его жизни, ознакамливается с нейропсихологическими данными, диагностикой речи.

Обязательно члены комиссии, в состав которой входят врач, психолог, логопед, дефектолог, невролог, психиатр, проводят с ребенком беседу, исследуют его эмоционально-волевые качества, и только после этого ими выставляется диагноз, даются определенные рекомендации по его обучению и воспитанию.

Задержка психического развития зачастую ставится ребенку в 4-5 лет, когда он начинает навещать детский сад. Тогда на фоне сверстников стает заметным замедленное развитие малыша. Не нужно этого пугаться. Чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем быстрее он выравнивается интеллектуально и психически.

Задержку психического развития ставят и ученикам младших классов. Именно в этот период заболевание проявляется наиболее ярко. Но своевременная коррекция – это возможность помочь ребенку правильно развиться.

После выравнивания у ребенка всех интеллектуальных и психических процессов диагноз «задержка психического развития» снимается. Если же до окончания младшей школы при постоянной коррекционной работе в ученика не наблюдаются изменения, то тогда поднимается вопрос о его возможной умственной отсталости.

Отличия между задержкой психического развития и умственной отсталостью

При ЗПР у ребенка всегда есть улучшения в интеллектуальном и психическом развитии, если ему предоставляют квалифицированную помощь, а при умственной отсталости это невозможно.

Дети с задержкой психического развития с удовольствием принимают помощь от взрослых и переносят свои новые знания и умения на другие предметы самостоятельно. Для детей с умственной отсталостью такие операции практически не выполнимы, так как они не умеют анализировать и систематизировать: операции выполняют только простейшие.

У ребенка с ЗПР при индивидуальном подходе к нему появляется довольно сильная мотивация к восприятию знаний. У умственно отсталого таких желаний не наблюдается.

За данными статистики 50% неуспевающих детей имеют задержку в психическом развитии. Считается, что около 15% от всей детской популяции имеют незначительные проблемы в развитии. Но при создании благоприятных условий эти проблемы легко решаются в пользу ребенка.

Источник: http://psyh.info/detskaya-psihologiya/otkloneniya-v-razvitii-rebenka/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-eto-ne-prigovor.html

Задержка психического развития у детей

Особенности задержки психического развития

Разделяют биологические и социальные причины развития ЗПР.

Биологические:

  • патологии беременности: тяжёлый токсикоз, интоксикация, инфекции, травмы;
  • недоношенность;
  • внутриутробная гипоксия плода;
  • асфиксия при родах;
  • инфекционные, токсические, травматические заболевания в раннем возрасте;
  • генетическая предрасположенность;
  • травмы при родах;
  • отставание от сверстников в физическом развитии;
  • соматические заболевания (нарушения в работе различных органов);
  • поражение отдельных участков центральной нервной системы.

Социальные:

  • ограничение жизнедеятельности в течение длительного времени;
  • психические травмы;
  • неблагоприятные условия жизни;
  • педагогическая запущенность.

В зависимости от факторов, которые привели в итоге к задержке психического развития, выделяютнесколько видов заболевания, на основании чего составлен ряд классификаций.

Виды ЗПР

Чаще всего в современной отечественной психологии пользуются классификацией К. С. Лебединской:

  • Конституциональная. Определяется наследственностью.
  • Соматогенная. Приобретается в результате перенесённого заболевания, которое повлияло намозговые функции ребёнка: аллергия, хронические инфекции, дистрофия, дизентерия, стойкаяастения и др.
  • Психогенная. Определяется социально-психологическим фактором: такие дети воспитываются внеблагоприятных условиях: однообразная среда, узкий круг общения, недостаток материнскойлюбви, бедность эмоциональных отношений, обделённость.
  • Церебрально-органическая. Наблюдается в случае серьёзных, патологических отклонений вразвитии мозга и определяется чаще всего осложнениями в период беременности (токсикоз,вирусные заболевания, асфиксия, алкоголизм или наркомания родителей, инфекции, родовыетравмы и пр.).

Каждый из видов по данной классификации отличается не только причинами заболевания, но исимптоматикой и курсом лечения. Затрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь

Нарушения интеллекта у детей с задержкой психического развития носят легкий характер, однакозатрагивают все интеллектуальные процессы: восприятие, внимание, память, мышление, речь.

Восприятие у ребенка с ЗПР фрагментарно, замедленно, неточно. Отдельные анализаторы работаютполноценно, однако ребенок испытывает трудности при формировании целостных образов окружающегомира. Лучше развито зрительное восприятие, хуже — слуховое, поэтому объяснение учебного материаладетям с задержкой психического развития должно сочетаться с наглядной опорой.

Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любыепосторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание. Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения. В условияхпереутомления и повышенного напряжения обнаруживаются признаки синдрома гиперактивности идефицита внимания.

Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала,слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительнойактивностью при воспроизведении информации.

Мышление у детей с задержкой психического развития сохранено наглядно-действенное. При этом нарушается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическоемышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом,сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулироватьвыводы.

Речь у детей с задержкой психического развития отличается искажением артикуляции многихзвуков, нарушением слуховой дифференциации, резким ограничением словарного запаса, трудностьюпроизвольного контроля за грамматическим оформлением речи, затруднениями построения связноговысказывания, речевой инактивностью.

Наиболее часто ЗПР сочетается с задержкой речевого развития,полиморфной дислалией, нарушениями письменной речи в виде дисграфии и диспексии. Личностная сфера характеризуется эмоциональной лабильностью, легкой сменойнастроения, внушаемостью, безынициативностью, безволием, незрелостью личности в целом. Могутотмечаться аффективные реакции, агрессивность, конфликтность, повышенная тревожность.

Дети часто замкнуты, предпочитают играть в одиночку, не стремятсяконтактировать со сверстниками.

Игровая деятельность отличается однообразием истереотипностью, отсутствием развернутого сюжета, бедностью фантазии, несоблюдением игровых правил.

Особенности моторики включают двигательную неловкость, недостаточную координацию, часто— гиперкинезы и тики. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинатьлечить уже в 2-3 года

Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушенийвозможны только в условиях специального обучения и воспитания. Задержка психоречевого развития (ЗПРР)у детей опасна тем, что диагноз может быть поставлен поздно. Врачи утверждают: ЗПРР важно начинатьлечить уже в 2-3 года.

Симптомы

С уверенностью поставить диагноз ЗПР можно только на пороге школы, когда возникают явные трудности приподготовке к учебному процессу. Однако при внимательном наблюдении за ребёнком симптомы болезниможно заметить раньше.

Среди ранних симптомов ЗПР выделяют:

  • отставание умений и способностей от сверстников: ребёнок не может совершать простейшиедействия, характерные для его возраста (обувание, одевание, навыки личной гигиены,самостоятельная еда);
  • нелюдимость и излишняя замкнутость: если он сторонится других детей и не участвует в общихиграх, это должно насторожить взрослых;
  • нерешительность;
  • агрессивность;
  • тревожность.

В период младенчества такие детки начинают позже держать головку, делать первые шаги, говорить.

При задержке психического развития у детей одинаково возможны проявления умственной отсталости ипризнаки нарушения в очень важной для ребёнка эмоционально-волевой сфере. Нередко встречается ихкомбинация.

Бывают случаи, когда малыш с ЗПР практически не отличается от одногодок, но чаще всегоотсталость является достаточно заметной.

Окончательный диагноз ставится в результате всестороннегообследования ребенка психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в составе детского психолога,логопеда, дефектолога, педиатра, детского невролога, психиатра и др.

При этом производится сбор иизучение анамнеза, анализ условий жизни, изучение медицинской документации ребенка.

В обязательномпорядке проводится беседа с ребенком, исследование интеллектуальных процессов и эмоционально-волевых качеств.

На основании сведений о развитии ребенка члены ПМПК выносят заключении о наличии задержкипсихического развития, дают рекомендации по организации воспитания и обучения ребенка в условияхспециальных образовательных учреждений.

Отличия от умственной отсталости

Если к окончанию младшего (4 класс) школьного возраста признаки ЗПР остаются, врачи начинают говоритьлибо об умственной отсталости (УО), либо о конституциональном инфантилизме.

Эти заболеванияотличаются:

  • при УО психическое и интеллектуальное недоразвитие имеет необратимый характер, при ЗПР всёисправимо при надлежащем подходе;
  • дети с ЗПР отличаются от умственно отсталых способностью использовать помощь, которая имоказывается, самостоятельно переносить её на новые задания;
  • ребёнок с ЗПР пытается понять прочитанное, тогда как при УО такое желание отсутствует.

При постановке диагноза не нужно опускать руки. Современная психология и педагогика могут предложитькомплексную помощь таким деткам и их родителям.

Лечение

Практика показывает, что дети с задержкой психического развития вполне могут стать ученикамиобычной общеобразовательной школы, а не специальной коррекционной.

Педагоги и родителидолжны понимать, что трудности обучения таких детей в самом начале школьной жизни — вовсе нерезультат их лени или нерадивости: они имеют объективные, достаточно серьёзные причины, которыедолжны быть совместно преодолены.

Родителям трудно принять тот факт, что их ребёнокв силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать,чтобы помочь маленькому школьнику.

Работа с детьми с ЗПР требует комплексного подхода и участия педиатров, детских неврологов, детскихпсихологов, психиатров, логопедов, дефектологов. Коррекция задержки психического развития должнаначинаться с дошкольного возраста и проводиться длительно.

Дети с задержкой психического развития должны посещать специализированные ДОУ или группы, школы VIIвида или коррекционные классы общеобразовательных школ. К особенностям обучения детей с ЗПРотносятся дозированность учебного материала, опора на наглядность, многократное повторение, частаясмена видов деятельности, использование здоровьесберегающих технологий.

Особое внимание при работе с такими детьми уделяется развитию познавательных процессов (восприятия,внимания, памяти, мышления); эмоциональной, сенсорной и моторной сферы с помощью игровой терапии идр. современных методов.

Коррекция нарушений речи при ЗПР проводится логопедом в рамкахиндивидуальных и групповых занятий.

Совместно с преподавателями коррекционную работу по обучениюучащихся с задержкой психического развития проводят педагоги-дефектологи, психологи, социальныепедагоги.

Медицинская помощь детям с задержкой психического развития включает медикаментозную терапию всоответствии с выявленными соматическими и церебрально-органическими нарушениями, физиотерапию,ЛФК, массаж, водолечение.

Прогноз и профилактика

Отставание темпа психического развития ребенка от возрастных норм может и должно бытьпреодолено.

Дети с задержкой психического развития обучаемы и при правильно организованнойкоррекционной работе в их развитии наблюдается положительная динамика.

С помощью педагогов ониспособны усвоить знания, умения и навыки, которые их нормально развивающиеся сверстники осваиваютсамостоятельно. После окончания школы они могут продолжить свое обучение в ПТУ, колледжах и дажеВУЗах.

Профилактика задержки психического развития у ребенка предполагает тщательное планированиебеременности, избегание неблагоприятных воздействий на плод, профилактику инфекционных исоматических заболеваний у детей раннего возраста, обеспечение благоприятных условий для воспитания иразвития. При отставании ребенка в психомоторном развитии необходимо немедленное обследование успециалистов и организация коррекционной работы.

Запишитесь на консультацию. Детский психолог, дефектолог и логопед центра определят индивидуальные причины задержки развития, дадут рекомендации по коррекции, а также составят план для занятий в центре и дома. Такая система работы сделает коррекционный маршрут наиболее эффективным и успешно гармонизирует процесс развития малыша.

Источник: https://www.medaid.ru/psihology/kids/zpr/

Задержка психического развития у детей: симптомы, воспитание, особенности

Особенности задержки психического развития

Психическое и моторное развитие является главным показателем здоровья малыша. Каждый малыш развивается по- своему, но, несмотря на это, существуют общие тенденции формирования эмоциональной, познавательной, двигательной активности ребенка.

Когда малыш сталкивается с трудностями в развитии или с неспособностью освоить новые знания, умения и навыки, то речь идет о задержке психического развития (или сокращенно — ЗПР). Обнаружение отставания на раннем этапе затруднительно из-за индивидуального графика развития детей, но чем раньше обнаружена проблема, тем легче ее скорректировать.

Поэтому каждый родитель должен иметь представление о главных факторах, симптомах возникновения отклонений в развитии, методах терапии.

Что понимается под задержкой психического развития?

Задержка развития представляет собой расстройство адекватного темпа психомоторного, психического и речевого развития. При отставании некоторые психические функции, такие, как способность к мышлению, память, уровень внимания и т. д.

не достигают адекватной степени выраженности, установленной для конкретного возрастного периода. Диагноз ЗПР достоверно ставится только в дошкольном или младшем школьном возрасте.

Когда малыш взрослеет, а задержку до сих пор не удается скорректировать, то речь идет уже о тяжелых нарушениях, например, об умственной отсталости. Задержка чаще обнаруживается, когда детей определяют в школу или в начальном классе.

У ребенка наблюдается недостаток основного запаса знаний в первом классе, инфантильность мышления, доминирование игры в деятельности. Дети не способны заниматься интеллектуальной работой.

Причины

Оснований возникновения ЗПР несколько. Их делят на факторы биологического или социального типа. К причинам биологического типа можно отнести:

  1. Негативное протекание беременности. К этому относятся сильный токсикоз, инфекция, интоксикация и травма, гипоксия плода.
  2. Недоношенность, асфиксия или повреждения при родах.
  3. Перенесенные в младенчестве инфекционные, токсические или травматические заболевания.
  4. Генетические факторы.
  5. Нарушения конституционального развития, соматические заболевания.
  6. Нарушения работы центральной нервной системы.

К социальным причинам, порождающим ЗПР, относят:

  1. Препятствия, ограничивающие активную жизнедеятельность малыша.
  2. Неблагоприятные условия воспитания, психотравмирующая обстановка в жизни ребенка, его семьи.

ЗПР возникает из-за нарушений работоспособности нервной системы, наследственных заболеваний, а также многих социальных причин. Поэтому важно помнить, что особенности коррекции задержки психического развития зависят от того, насколько быстро устранят причины появления задержки.

Основные виды ЗПР

Типология форм ЗПР основана на причинах ее возникновения. Выделяются:

  1. Нарушение психического развития конституционального типа. Для детей характерны яркие, но нестойкие эмоции, у них доминирует игровая деятельность, непосредственность и высокий эмоциональный фон.
  2. Соматогенная задержка психического развития. Возникновение этой формы провоцируют перенесенные в раннем возрасте соматические заболевания.
  3. Задержка психогенного характера, т. е. задержка, обусловленная негативными условиями воспитания, недостаточной опекой или, наоборот, гиперопекой. Особенностью этой формы ЗПР считается формирование эмоционально незрелой личности.
  4. Задержка психического развития как результат неправильного функционирования нервной системы.

Знание типов ЗПР облегчает постановку диагноза, позволяет подобрать оптимальные методы коррекции заболевания.

Симптомы

При ЗПР нарушения познавательной сферы носят незначительный характер, но охватывают психические процессы.

  • Уровень восприятия у ребенка с задержкой психического развития характеризуется замедленностью и неспособностью сформировать целостный образ предмета. Наиболее страдает восприятие на слух, поэтому объяснение нового материала детям с ЗПР должно обязательно сопровождаться наглядными предметами.
  • Вызывают затруднения ситуации, которые требуют концентрации и устойчивости внимания, т. к. любые внешние воздействия переключают внимание.
  • Детям с ЗПР свойственна гиперактивность вместе с синдромом дефицита внимания. Уровень памяти у таких детей выборочен, со слабой избирательностью. В основном работает наглядно-образный тип памяти, вербальный тип памяти развит недостаточно.
  • Образное мышление отсутствует. Малыш использует мышление абстрактно-логического типа, но только под руководством педагога.
  • Ребенку сложно делать умозаключения, сравнивать, обобщать понятия.
  • Речь ребенка характеризуется искажением звуков, ограниченным словарным запасом, сложностью построения фраз, предложений.
  • ЗПР часто сопровождается задержкой речевого развития, дислалией, дисграфией, дислексией.

Читаем также: лечение заикания у детей.

В сфере эмоций у малышей с отставанием развития наблюдают эмоциональную неустойчивость, лабильность, высокий уровень тревожности, беспокойства, аффекты. Детям сложно выразить свои эмоции, они агрессивны.

Дети с задержкой психического развития замкнутые, редко и мало общаются со сверстниками. В общении они испытывают неуверенность, предпочитают одиночество. У детей с ЗПР доминирует игровая деятельность, но она у них однообразная и стереотипная.

Дети не соблюдают игровые правила, предпочитают однообразный сюжет.

Главным свойством отставания психического развития является то, что компенсировать отставание можно только в условиях специального обучения и коррекции.

Обучение в обычных условиях ребенку с ЗПР не рекомендуется. Требуются особые условия.

Диагностирование

Отставание не диагностируется у детей при рождении. У младенцев не возникают недостатки в физическом облике, поэтому родители чаще всего не замечают отставания развития, т. к.

всегда высоко оценивают потенциал своего малыша. Первые признаки начинают замечать, когда чада идут в дошкольные учреждения или школу.

Обычно педагоги сразу замечают, что такие дети не справляются с учебными нагрузками, плохо осваивают учебный материал.

В некоторых случаях четко выражена задержка в развитии эмоций, а интеллектуальные нарушения не выражены. У таких детей эмоциональное развитие находится на начальной стадии формирования и соответствует психическому развитию ребенка младшего возраста.

В школе у таких детей возникают сложности с соблюдением правил поведения, с неспособностью подчиниться и следовать общепринятым правилам. У таких детей преобладающим типом деятельности по-прежнему остается игра.

Причем мышление, память и внимание достигают нормы в развитии – в этом заключается основная особенность таких детей. В других случаях наблюдаются явные недостатки в интеллектуальном развитии.

У них нет проблем с дисциплиной, они усидчивые, но им сложно усваивать учебную программу. Память и внимание находятся на низком уровне, а мышление примитивно.

Диагностировать отставание в развитии можно только используя комплексное психолого–педагогическое обследование, в котором участвуют психотерапевты, дефектологи, психологи и логопеды.

Особенностью подхода является то, что производится оценка уровня развития психических процессов, двигательной активности, моторики, анализируются ошибки в области математики, письма и речи. Родителям необходимо обратиться к специалисту при возникновении первых симптомов.

Каждому этапу развития соответствуют нормы, на их нарушение необходимо обращать пристальное внимание. Отклонения от нормы:

  1. В возрасте от 4 месяцев до 1 года у ребенка нет реакции на родителей, от него не слышно никаких звуков.
  2. В 1,5 года малыш не произносит элементарных слов, не понимает, когда его зовут по имени, не понимает простых инструкций.
  3. В возрасте 2 лет ребенок использует маленький набор слов, не запоминает новые слова.
  4. В 2,5 года словарный запас у ребенка не больше 20 слов, он не составляет фразы и не понимает названий предметов.
  5. В возрасте 3 лет ребенок не составляет предложения, не понимает простые рассказы, не может повторить сказанное. Малыш быстро разговаривает или, наоборот, растягивает слова.
  6. В возрасте 4 лет, малыш не имеет связной речи, не оперирует понятиями, снижена концентрация внимания. Низкий уровень слухового и зрительного запоминания.

Обратить внимание следует и на эмоциональную сферу. Обычно у таких детей наблюдается гиперактивность. Дети невнимательные, быстро утомляются, у них низкий уровень памяти.

Также они имеют трудности в общении как со взрослыми, так и со сверстниками. Симптомы ЗПР могут также проявляться при нарушениях работы ЦНС (центральной нервной системы).

Здесь целесообразно провести исследование при помощи электроэнцефалографии.

Осложнения и последствия

Последствия в основном отражаются на личности ребенка. Когда вовремя не принимаются меры по устранению отставания в развитии, то оно, в свою очередь, оставляет отпечаток на дальнейшей жизни ребенка.

Если проблема в развитии не корректируется, то у ребенка усугубляются все его проблемы, он продолжает отделяться от коллектива, еще больше замыкается в себе. Когда наступает подростковый возраст, то у ребенка может сформироваться комплекс неполноценности и появиться заниженная самооценка.

Это в свою очередь вызывает трудности в общении с друзьями и противоположным полом.

Уровень познавательных процессов также снижается. Еще больше искажаются письменная и устная речь, наблюдаются сложности в освоении бытовых и рабочих навыков.

Детям с ЗПР в будущем будет сложно освоить какую-либо профессию, войти в трудовой коллектив и наладить личную жизнь. Во избежание всех этих трудностей коррекцию и лечение отставания в развитии необходимо начинать с появления первых же симптомов.

Лечение и коррекция

Коррекцию необходимо начать как можно раньше. В основе лечения должен быть комплексный подход. Чем раньше оно начинается, тем больше вероятности того, что задержку удастся скорректировать. К основным методам лечения относят:

  • микротоковую рефлексотерапию, т. е. метод влияния электрических импульсов на работающие точки мозга. Метод применяется при ЗПР церебрально-органического происхождения;
  • постоянные консультации с дефектологами и логопедами. Применяется логопедический массаж, артикуляционная гимнастика, методы развития памяти, внимания, мышления;
  • лекарственную терапию. Она назначается только врачом-неврологом.

Дополнительно необходима работа с детским психологом, особенно если задержка вызвана социальными факторами. Можно также использовать альтернативные методы, такие, как дельфинотерапия, иппотерапия, арттерапия, а также многие психолого-педагогические развивающие занятия.

Главную роль в коррекции играет участие родителей.

Создание благополучной атмосферы в семье, правильное воспитание и поддержка близких поможет ребенку обрести уверенность в себе, снизить эмоциональное напряжение и добиться эффективных результатов в лечении, и прогноз будет благоприятным.

Правила воспитания ребенка с ЗПР

  • Отношения с матерью. Для ребенка крайне важны отношения с мамой, т. к. именно она его поддерживает, рассказывает, что делать, заботится и любит. Именно поэтому мать должна ради ребенка быть примером, поддержкой. Если всего этого от мамы ребенок не получает, то у него возникают обиды и упрямство. Т. е.

    ребенок таким поведением сигнализирует матери о том, что ему срочно требуются ее адекватная оценка и внимание.

  • Не подгоняйте ребенка. Что бы ни делал малыш, будь то поедание каши, сбор конструктора или рисование – важно не торопить его. Иначе вы вызовете у него стресс, а это, в свою очередь, негативно скажется на его развитии.

  • Раздражение родителей. Видя его, ребенок может впасть в ступор, и не сделать даже простые действия: малыш подсознательно чувствует разочарование и тревогу, потерю защищенности.
  • Связь. Важный этап – создать крепкую эмоциональную связь с ребенком и помочь ему перевести свои страхи из разряда «страх за себя» в «страх за других».

    Научите кроху состраданию — для начала на «неодушевленном» уровне (к игрушкам, персонажам книг), а потом к людям, животным и к миру в целом.

  • Страхам – нет. Свобода от страха позволяет ребенку развиваться интеллектуально, т. к. барьер из страха исчезает.
  • Навыки – важны. Выясните, что ваш ребенок отлично умеет, и развивайте это в нем.

    Невозможно научить рыбку полету, но вот плаванью – можно. Это вам и предстоит сделать.

Профилактика

Профилактика отставания в развитии у ребенка предполагает точное планирование беременности, а также предотвращение негативного воздействия на ребенка внешних факторов.

Во время беременности необходимо стараться избегать инфекций и различных заболеваний, а также проводить профилактику от них у ребенка в раннем возрасте. Нельзя обходить вниманием и социальные факторы развития.

Главной задачей родителей должно стоять создание положительных условий для развития малыша и благополучной атмосферы в семье.

Ребенком необходимо заниматься и развивать его с младенческого возраста. Большое внимание в профилактике ЗПР уделяется созданию эмоционально-телесной связи родителей и малыша. Он должен чувствовать уверенность и спокойствие. Это поможет ему правильно развиваться, ориентироваться в обстановке и адекватно воспринимать окружающий мир.

Прогноз

Отставание в развитии ребенка преодолимо, ведь при правильной работе с крохой и коррекции развития появятся положительные изменения.

Такому ребенку потребуется помощь там, где обычным детям она не нужна. Но дети с ЗПР обучаемы, просто требуется больше времени и усилий. При помощи учителей и родителей ребенок сможет освоить любые навыки, школьные предметы, а после школы поступить в колледж или ВУЗ.

Симптомы и методы воспитания детей с задержкой психического развития Ссылка на основную публикацию

Источник: https://LechimKrohu.ru/psihicheskie/zaderzhka-psihicheskogo-razvitiya-u-detej.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.