Кризис одного года

Содержание

Кризис первого года жизни

Кризис одного года

Кризис первого года жизни – переходный этап развития между младенчеством и ранним детством. Результатами являются новообразования психики: автономность, речь как инструмент саморегуляции, произвольность движений, понимание существования границ.

Кризисный период проявляется выраженным стремлением к самостоятельности, непослушанием, эмоциональными всплесками – ребенок быстро раздражается, злится, кричит, плачет, падает на пол. Диагностику осуществляют детские психиатры, психологи.

Лечение не требуется, кризис является нормальным периодом, самостоятельно разрешается к полутора годам.

В современной психологии психическое развитие рассматривается как цикличный процесс, состоящий из стабильных и кризисных периодов. Количественные изменения происходят медленно, постепенно.

Качественный скачок развития – кризис – продолжается 3-6 месяцев, завершается появлением новообразований, формирующих более сложные взаимоотношения человека со средой. Перестраиваются внутренние переживания, потребности, побуждения. Кризис 1 года переживают дети с 9 месяцев до 1,5 лет.

Проявления могут быть едва заметными либо выраженными. Тяжелые, затяжные симптомы распространены в семьях с авторитарным стилем воспитания, гиперопекой.

Причины кризиса первого года жизни

Годовалый ребенок совершает первые попытки ходьбы. Расширяется окружающее пространство, происходит отделение от родителей. Малыш осознает способность перемещаться самостоятельно, без помощи мамы, папы. Появляются первые слова, речь изменяет характер отношений с окружающими, направляется на овладение предметными действиями.

С одной стороны, внешние изменения – ходьба, речь, манипулятивные действия – сопровождаются возникновением новых качеств психики. Формируется потребность проявлять самостоятельность, изучать пространство, предметы. С другой стороны, отношение взрослых к ребенку не меняется.

Отсутствуют условия для проявления самостоятельности, активность малыша пресекается запретами, предостережениями, привычными способами действий родителя.

Патогенез

Основой возрастного кризиса является противоречие между устоявшимися отношениями с людьми, формами деятельности и изменившимися потребностями, возможностями ребенка. Метаморфозы психики базируются на физиологических изменениях – созревании структур головного мозга, перестройке функциональных систем ЦНС.

До 9-10 месяцев организм младенца регулируется биологическими ритмами: нужды естественно возникают, выражаются недовольством, удовлетворяются взрослым. К первому году речь становится инструментом самоприказа, но еще недостаточно развита для управления поведением. Биологические ритмы теряют организующую функцию.

Параллельно формируется ходьба, манипулятивные действия, открывается пространство предметов, выступающих как источники удовлетворения потребностей (до кризиса источником является взрослый).

Невозможность получить желаемое (физическая недосягаемость, запреты) проявляется «гипобулическими реакциями» – яркими аффективными всплесками, регрессом поведения.

Проявления наблюдаются у детей с 10-12 месяцев. Негативные реакции провоцируются отношениями предыдущей стадии развития – мама направляет ребенка, пытается накормить, уложить спать, одеть для прогулки, использовать коляску.

Подобные ситуации, запреты, отказы взрослых ограничивают самостоятельность. Резко нарастает аффект, поведение соответствует более раннему периоду развития (регрессирует). Ребенок громко плачет, кричит, падает, стучит кулаками, топает ногами.

При частых эмоциональных приступах нарушается аппетит, сон становится беспокойным, ухудшается самочувствие.

Действия, мотивы, потребности ребенка определяются непосредственными ситуациями, образами, представлениями памяти. Капризы, истерики могут возникать внезапно: увидел шапку – захотел пойти на улицу, мама принесла полотенце – расплакался.

Ребенок начинает ощущать себя субъектом (источником) собственных желаний. Обладая любопытством, проявляет чрезмерную активность, подвижность, хотя координация, точность не развиты. Малыш тянется к электроприборам, розеткам, посуде, книгам и прочим неисследованным объектам.

Препятствия на пути (ограничения, запреты взрослых) провоцируют эмоциональный всплеск. Негативизм выражается реакциями протеста, отказом совершать привычные ритуалы приема пищи, укладывания в постель, умывания, одевания.

Чем больше правил, препятствующих проявлению самостоятельности, тем более ярко выраженными являются симптомы кризисного периода.

Осложнения

Кризис первого года жизни относится к «малым» возрастным кризисам, протекает относительно легко, завершается самостоятельно. Осложнения крайне редки, представлены эмоционально-поведенческими отклонениями.

Они формируются при затянувшемся кризисном периоде, когда реакции временного характера превращаются в устойчивые паттерны поведения. Причиной является отсутствие пластичности воспитания.

Пример: насильственное принуждение к гигиеническим процедурам закрепляет негативное отношение к ним ребенка, реакции отказа возникают на протяжении раннего детства, дошкольного возраста.

Диагностика

Кризис первого года происходит в семейной обстановке, его проявления замечаются родителями, близкими родственниками. Обычно сложный период переживается без вмешательства специалистов, при выраженных симптомах, продолжительном течении требуется помощь психолога, врача-психиатра. Диагностика проводится клиническими методами. Используются:

  • Беседа. Уточняется анамнез, наличие сопутствующих заболеваний, особенности материально-бытовых условий жизни, методы воспитания. Дифференциация проявлений кризиса от симптомов психоневрологических патологий осуществляется на основании их продолжительности, выраженности, динамики.
  • Наблюдение. Специалист обращает внимание на особенности взаимодействия родителя и ребенка, оценивает эмоциональные, поведенческие реакции малыша. Для кризиса характерны трудности установления продуктивного контакта, негативизм, протесты, отказы, плач.

Кризисные периоды – естественные этапы развития. Ребенок не нуждается в специальном лечении. Родителям показаны психологические консультации.

Специалист рассказывает о способах поведения, выстраивании отношений, организации режима дня, досуга ребенка, переживающего кризис.

Взрослым необходимо признать новые потребности, нарастающую самостоятельность малыша, научиться сотрудничать с ним на основе предметных действий. Общий список рекомендаций:

  • Соблюдение режима дня. Важное новообразование кризиса – принятие ребенком границ, правил. Распорядок дня – система, обеспечивающая определенность действий, ритуалов. Следуя режиму, малыш растет здоровым, эмоционально уравновешенным, менее капризным.
  • Создание развивающей среды. Важно организовать пространство квартиры в соответствии с возрастными особенностями ребенка – обеспечить удобство ходьбы (половое покрытие, поручни), подобрать разнообразные по функциям, текстуре, форме предметы для манипуляций. Данные меры позволят реализовывать самостоятельность.
  • Обеспечение бытовой безопасности. Необходимо убрать острые, бьющиеся, представляющие ценность предметы, скрыть электрические розетки, провода. Отсутствие источников опасности – причин для запретов – снизит частоту эмоциональных негативных приступов.
  • Возможность проявлять самостоятельность. Нужно разрешать ребенку самому выполнять ежедневные ритуалы, несмотря на неаккуратность, медлительность. Помощь должна быть представлена предложением сотрудничества.
  • Наличие обратной связи. Слабое развитие речи не позволяет ребенку правильно выразить желания. Нельзя игнорировать попытки установления контакта. Важно понять малыша, и, если выполнить просьбу невозможно, то объяснить почему.
  • Следование системе запретов. Родители должны согласовывать, соблюдать правила поведения. Любое «надо», «нельзя» – обосновывать, выполнять при любых обстоятельствах.
  • Отказ от насилия. При капризах, отказах внимание ребенка стоит переключать игрой, стихотворением, песней, рассказом. Насильственные действия взрослого – прямая провокация крика, плача, истерики.
  • Проявление уважения, любви. Выстраивать сотрудничество необходимо через положительные эмоции, доброжелательное отношение. Важно показывать ребенку любовь, хвалить. Авторитарность приводит к формированию пассивности, трусливости, безынициативности.

Прогноз

Прогноз всегда благоприятный. Кризис первого года продолжается в течение нескольких месяцев, заканчивается качественными изменениями психической сферы – появлением предметной деятельности, речи, формированием самостоятельности.

Предупредить период кризиса невозможно, так как он является этапом развития, а не патологическим состоянием.

Придерживаясь рекомендаций психологов о качественном изменении взаимоотношений с ребенком, правильной организации среды и режима, можно уменьшить негативные проявления в поведении, эмоциях ребенка, сократить их продолжительность и частоту.

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/children/1-year-crisis

Кризис одного года у ребенка: особенности и характеристики

Кризис одного года

Первый год жизни ребенка – базовый. Начинается он с самого яркого среди всех кризисов – кризиса новорожденности. Кризис новорожденности сопровождается формированием чувства привязанности у ребенка.

Происходит это в три этапа: поиск близости с матерью, умение отличать знакомых людей от незнакомых, возникновение чувства привязанности к особо значимым людям.

Если первый кризис прошел благополучно, то малыш продолжает знакомство с собой и миром, пока не достигает нового этапа – необходимости отделения от матери и расширения своих возможностей. Так начинается кризис одного года.

Суть первого года жизни

Основная деятельность первого года жизни ребенка – эмоциональное общение с матерью. Только в процессе общения с близким взрослым у ребенка устанавливаются новые психические процессы и формируются новые свойства личности.

В течение первого года жизни ребенок:

  • учится чувствовать себя и окружающий мир, улавливать сигналы извне и изнутри, реагировать на них;
  • познает себя и свое тело (как целиком, так и отдельные части, например, руки и ноги), окружающее пространство (ползает и проявляет другую активность);
  • знакомится с игрушками и предметами быта;
  • учится понимать речь и говорить первые слова;
  • делает первые шаги.

Если в первое полугодие жизни ребенку хватает материнской ласки и заботы, общения «просто так», то во втором полугодии у него возникает потребность сотрудничать с мамой, например, он просит принести конкретную игрушку, показать устройство предмета, помочь разобраться.

Суть кризиса первого года

Первые шаги ребенка – признак разрыва диады «мать-дитя» и момент начала самостоятельности ребенка. Уже не мама ведет ребенка, а ребенок указывает направление активности, ведет за собой.

Кризис первого года жизни протекает в среднем в возрасте 10-14 месяцев. Суть кризиса отражается двумя основными проявлениями:

  • Ребенок расширяет свои возможности для освоения окружающего мира и отделяется от матери за счет самостоятельных шагов. Диада «мать-дитя» превращается в сотрудничество двух самостоятельных индивидов – мать и ребенок.
  • Происходит познание мира и окружающих предметов с помощью первых слов. Речь находится на переходном этапе, автономна, понятна только близким людям.

В момент перестройки годовалого ребенка наблюдаются характерные нарушения: изменение биоритмов, режима сна и бодрствования, изменение витальных потребностей (чувство голода), эмоциональные аффективные реакции (угрюмость, плаксивость, обидчивость). Однако кризис этого возраста не считается острым.

Риски кризиса

Суть кризиса – отделение ребенка от матери. Мама не всегда понимает необходимость и значимость этого отделения. Если потребность ребенка в самостоятельности остается неудовлетворенной, то он незамедлительно реагирует протестом и недовольством при давлении со стороны взрослых, неуважении его желаний.

Если мама регулярно игнорирует желания ребенка, ограничивает самостоятельность, «лучше знает, что нужно ребенку», то негативные реакции малыша не заставят себя ждать:

  • крик протеста;
  • бурные двигательные реакции (махи руками, отрицание головой из стороны в сторону);
  • обиды и слезы;
  • демонстративное надувание щек и т. д.

Взрослый все еще нужен ребенку, но стиль общения теперь должен быть другим. Взрослый должен способствовать отделению ребенка, насколько бы тяжело не было самой матери (не все готовы признавать взросление детей, тем более в таком раннем возрасте).

Рекомендации родителям

Преодолеть успешно кризис одного года позволит:

  1. Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
  2. Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло. Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка – потребность в другом человеке.
  3. Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения. У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
  4. Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
  5. Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
  6. Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов. Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
  7. Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными. Важны все три элемента.

Речь и активность – два опорных пункта этого возраста. Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов. Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.

Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: «Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает.

Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться». Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое «все хорошо» на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния.

Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.

Окончание младенчества

К психологическим признакам положительного завершения младенчества относится:

  • Ребенок большую часть бодрствования пребывает в хорошем настроении, радуется близким и значимым взрослым, настороженно относится к незнакомцам, активен в поисках нового и доверяет окружающему миру.
  • Ребенку нравится общение с ровесниками и взрослыми, он старается добиться его всеми известными способами, насколько может активно общается.
  • Может спокойно играть самостоятельно и довольствоваться периодическими «переглядками» с мамой.

У ребенка появляется новая деятельность – игровая, но это не значит, что нужно заваливать его игрушками. Однако и одной игрушки будет недостаточно. У ребенка всегда должен быть выбор предметов для изучения. Если их слишком много, малыш растеряется и не сможет сосредоточиться, один предмет лишит самостоятельности и права выбора.

Таким образом, кризис одного года – переходный этап от младенчества к раннему детству. Результат успешного прохождения кризиса – ходьба и автономная речь.

Автономная речь – искаженное повторение речи взрослых (слоги, буквы, звуки и т. д.). Кроме того, речь ситуативная и эмоциональная.

Нормальное поведение ребенка в возрасте года – манипуляции с предметами в присутствии взрослого и с его помощью.

Источник: https://psychologist.tips/2820-krizis-odnogo-goda-u-rebenka-osobennosti-i-harakteristiki.html

5 способов, как пережить кризис первого года у ребенка

Кризис одного года

Еще совсем недавно малыш спокойно игрался в своей кроватке и мило улыбался взрослым, а теперь и дня не проходит без капризов годовалого члена семьи.

Его истерики с каждым разом становятся сильнее.

Нет такого места дома и на улице, где малыш не захотел бы проявить свою любознательность.

Вы и ваши близкие люди находитесь в полном недоумении: что могло стать причиной такого поведения ребенка  в 1 год?

Такая ситуация знакома многим родителям маленьких детей.

Стоит ли расстраиваться, а главное, как пережить кризис 1 года у ребенка — далее подробно обо всем по порядку.

Что такое кризис 1 года?

Любой кризис – это переход к чему-то новому, переломный момент в развитии.

Сущность кризиса 1 года заключается в новообразованиях и приобретениях.

  • Приобретением первого года жизни является ходьба. Эта новая функция в физическом развитии существенно расширяет возможности малыша;

Кстати, вас может интересовать вопрос, почему детка еще не ходит? Читайте статью Ребенок боится ходить самостоятельно>>>.

  • Еще одним новообразованием в 1 год является появление первых зачатков речи;

Ребенок хочет объясняться словами, но вот понять эти слоги и слова бывает чрезвычайно сложно. Малыш может обижаться в ответ на непонимание взрослых.

Все эти изменения и приводят к кризису года у ребенка.

  • Но главным является то, что это — важный и правильный этап в развитии малыша.

Он здоров и развивается по всем нормам. Понимание этого должно не огорчать, а, наоборот, вас радовать. Хотя это и непросто выдержать эмоционально.

Чтобы сохранять спокойствие в этот сложный период, смотрите интернет-семинар Мама, не кричи!>>>

Причины изменений в поведении годовалого ребенка

Изменившееся поведение является прямым следствием новых этапов в физическом развитии малыша (кризиса).

С приобретением навыка ходьбы в 1 год многое из того, что раньше было недосягаемым, теперь становится доступным.

  1. Игрушкой ребенка может стать все что угодно: пульт от телевизора, папин молоток и мамин смартфон. А это как раз далеко не всегда нравится взрослым;

Нет такого места на улице и в доме, где бы малыш не проявлял свое любопытство.

Только появляющаяся функция речи в 1 год слабо развита. Словарный запас малыша очень маленький на этом этапе жизни, поэтому он не может полностью объяснить свои желания.

  1. Такая ситуация заставляет нервничать ребенка – отсюда непонятные капризы и плач во время кризиса 1 года (читайте по теме важную статью: Когда ребенок начинает говорить?>>>).

Как проявляется кризис 1 года

Вот примерный список:

  • Постоянные капризы;
  • Отказ что-то делать (читайте по теме: Как заставить ребенка слушаться?>>>);
  • Ребенок требует того, что не просил раньше;
  • Проявление агрессии: в ход идут кулаки, зубы и т.д.;
  • В 1 год малыш начинает проявлять свое любопытство во всех местах дома. Он открывает все ящики, проверяя их содержимое, берет в руки все, что попадается на его пути, непременно проверяя это на вкус.

Длительность кризиса 1 года

Уставшие от вечных капризов родители, наверняка задаются вопросом: сколько длится кризис 1 года у ребенка?

1 год – это условная цифра и не означает, что ровно в 12 месяцев ребенок должен стать другим.

Кризис охватывает период с 9 до 18 месяцев. Это две крайние цифры, когда может начаться и закончиться кризис. Поэтому он может наступить как в 9 месяцев, так и в 1, 5 года – это зависит от индивидуальных особенностей физического развития малыша.

Как легко пережить кризис 1 года у ребенка?

ваша задача в период кризиса 1 года — внимательно прислушаться к малышу и посмотреть на него с другой стороны.

Важно! Поведение родителей во время кризиса определяет дальнейшее психологическое развитие ребенка.

В 1 год он делает свои первые самостоятельные шаги.

Если родители начнут всячески пресекать самостоятельные проявления ребенка, то в зрелом возрасте он может стать безынициативным и безучастным ко всему человеком, не способным принимать самостоятельные решения и добиваться поставленных целей.

Как легко и правильно пережить кризис 1 года у ребенка?

  1. В период кризиса 1 года следует позволить малышу быть самостоятельным;

Если он хочет держать ложку сам, то стоит разрешить ему это сделать, но годовалый малыш обязательно должен пробовать кушать сам.

О питании ребенка старше года, как научить его кушать чисто и аккуратно, смотрите в интернет-курсе Едим с удовольствием: возвращаем аппетит ребенку>>>

Не препятствуйте, если малыш разбрасывает вещи, которые достал из ящика. Он изучает траекторию полета, учится строить взаимосвязи между предметами.

  1. Во время кризиса 1 года нужно разрешать ребенку ломать;

Взрослым стоит помогать своим детям набираться опыта. Например, построить с ними вместе башню из кубиков. Годовалый малыш обязательно ее разрушит, а родители, в свою очередь, должны заново построить замок.

Только после того, как ребенок научится ломать, он начнет строить вместе с родителями. Также обратите внимание на статью Как вести себя с ребенком?>>>

Важно! Ни в коем случае не следует в период кризиса 1 года ругать малыша за сломаную игрушку.

  1. В кризис 1 года каждое действие с ребенком должно сопровождаться речью. Чем больше вы будете разговаривать с годовалым малышом, тем быстрее у него сформируется полноценная речь;
  2. Еще одно немаловажное умение взрослых во время кризиса 1 года у ребенка – это умение правильно запрещать;

Запрет не должен содержать в себе отрицание.

  • Вы наверняка встречали уже такие ситуации, когда годовалому ребенку говорят: «Не лезь в лужу» и он обязательно наступит в нее;
  • Мама кричит вдогонку своему малышу: «Не упади» и видит, как тут же, на ее глазах, он совершает падение.

Это происходит потому, что мозг годовалого ребенка слышит вместо «не лезь» наоборот «лезь». А «не упади» воспринимается как «упади» и т.д. Читайте полезную статью по этому вопросу: Как объяснить ребенку, что нельзя?>>>

По возможности, следует стараться меньше произносить таких отрицательных фраз. Лучше заменить слово «нельзя» на слово «опасно».

  1. Во время кризиса 1 года не должно быть много запретов. Они обязательно должны согласовываться между всеми членами семьи;

Есть ситуации, когда без запретов не обойтись. Потакать во всем ребенку в 1 год конечно не стоит. Но запреты должны быть железобетонными. Если нельзя этого делать сегодня, значит, и завтра должно быть тоже самое.

Вся семья должна четко следовать установленным правилам. Если мама с папой не разрешают кушать шоколад ребенку в 1 год, значит и бабушка с дедушкой не должны покупать.

Помните! Запретов не должно быть больше 10. На одно «нельзя» должно быть три «можно». Это значит, что годовалому малышу стоит по возможности больше разрешать, чем запрещать.

Более подробно о правильных запретах и секретах общения с подросшим ребенком смотрите в интернет-курсе Мама-главная! Как повысить свой авторитет в глазах ребенка и избежать детских капризов>>>

  1. Во время кризиса 1 года ребенку следует больше позволять;

Детей мало интересуют дорогие игрушки. Они им быстро надоедают. Зато обычные бытовые вещи вызывают у них невероятный интерес.

  • Не нужно отвлекать ребенка или давать ему играть в детские игрушки, когда вы занимаетесь уборкой или готовите что-то на кухне;

Наоборот, дайте годовалому малышу попробовать пропылесосить или поиграть кусочком теста. Это прекрасно будет развивать его моторику, а значит, улучшит развитие головного мозга и речь.

  • Также ничего страшно не произойдет, если годовалый малыш потрогает грязь рукой или покопается в песке. Вымыть руки ничего не стоит, а вот сенсорные и тактильные ощущения ребенку в 1 год крайне важны.

Хоть вашему малышу недавно исполнился годик, полезна будет и статья Чем занять ребенка в 1,5 года?>>>

Опасные моменты самостоятельности ребенка в 1 год

Внимание! В период кризиса 1 года у ребенка все опасные предметы должны быть убраны из поля зрения малыша. За этим строго нужно следить.

У вас может возникнуть логичный вопрос: что делать, когда у ребенка кризис 1 года и он проявляет любознательность к опасным вещам (огонь, колюще-режущие предметы): тоже разрешать, не ограничивая его самостоятельность или запрещать?

Есть несколько вариантов, как поступать в такой ситуации.

  1. Можно использовать совет, описанный выше, по поводу строжайших запретов в 1 год;

Но можно пойти и по иному пути.

  1. Ребенку можно позволять пробовать все, включая и опасные вещи, но  только под вашим неусыпным контролем.

Можно приблизить руку ребенка к огню, чтобы он ощутил жар или дать потрогать острый гвоздь или нож, но аккуратно, чтобы ребенок не поранился.

Суть такого обучения малыша в 1 год быть осторожным заключается в следующем:

  • Тактильные болевые ощущения передают сигнал в мозг об опасности;
  • Это эмоциональное ощущение запоминается на уровне подсознания;
  • В следующий раз ребенок уже не потянется к огню или иголке, при виде опасных предметов он автоматически не подойдет к ним, обходя стороной.

Когда закончится кризис 1 года у ребенка?

При правильно выстроенных отношениях, границах и вашей последовательности действий кризис не затянется надолго.

2-3 недели и ребенок перестает быть трудным, вы уже легко можете с ним договориться.

Если же кризис у ребенка затягивается на месяцы, то это уже не кризис, а нарушения в процессе воспитания, которые нужно решать через повышение осознанности и своих родительских знаний.

Можно начать с интернет-семинара Послушание без криков и угроз>>>

Из него вы получите подробное объяснение особенностей каждого возраста от 1 до 5 лет + я вам дам целый арсенал методик, как договариваться с ребенком, чтобы воспитание было вам в радость.

Источник: https://uroki4mam.ru/krizis-1-goda-u-rebenka

Кризис одного года – Психологос

Кризис одного года

Ребенок все активнее познает мир. Раньше он не умел ходить, его передвижение было ограничено. С того времени, когда малыш научился ходить, его мир расширился и наполнился множеством вещей, которые “требуют” внимания к себе.

Ребенок путешествует по квартире и изучает, как устроена плита на кухне, что спрятано в шкафу для обуви, также он стремится взять в руки каждый предмет, осмотреть, покрутить, попробовать “на зуб”. Но вдруг со стороны родителей раздается “нельзя”. Он совсем не понимает причин этого. Поэтому повторяет попытку и плачет, когда запрет звучит еще раз.

Ребенок пытается всеми доступными ему средствами выразить свои желания. Малыш еще не умеет говорить, чтобы выразить свое неудовлетворение. А новые попытки познания мира вызывают новые запреты.

Так воля маленького человека впервые сталкивается с волей взрослого. Ребенок в год хочет действовать сам, его больше не устраивает положение куклы, которую кормят, пеленают, дают игрушки, когда хотят, разговаривают, когда не хотят – не разговаривают.

Он стремится быть самостоятельным, причем общаться по собственному желанию. И здесь еще один парадокс – стремление к общению есть, а слов, чтобы выразить все это, еще нет.

Трудно бывает понять, чего хочет малыш, хотя он и пытается выражать собственные желания и потребности.

С чего все начинается?

Автор – Анна Гришина, сайт supermams.ru – Супермамы

Приближаясь к первому Дню Рождения крохи, мамы не редко замечают тревожные, на их взгляд, изменения в поведении ребенка. Психологи дают объяснение таким переменам и успокаивают мамочек. Кризис одного года проявляется практически у всех детей, он совсем не страшен.

Первое, что нужно понять родителям о кризисе развития – это то, что кризис возникает перед серьезным скачком в мироощущении ребенка.

Помимо кризиса одного года, ученые говорят о кризисе трех лет и кризисе семи лет. Общее в них то, что мышление ребенка и его развитие выходят на качественно новый уровень. В какой-то степени он возмущен тем, что не понимал «истины» раньше, он несколько отдаляется от родителей, становится самостоятельней и требует большей свободы.

Меняются потребности ребенка, и он не понимает, почему родители не замечают этого сразу. Любая ранее не конфликтная ситуация может вызвать у ребенка бурю эмоций, капризы и истерики.

Что чувствует малыш?

В год ваш малыш становится все самостоятельней. Он передвигается по комнате без вашей помощи, дотягивается до вещей на полках и тумбочках, делает первые шаги. Развитие ребенка происходит стремительно.

Главным открытием в этот период для ребенка является то, что мама и папа – это взрослые. Они не такие как он. Им разрешено больше, чем ему, они умеют больше, чем он. Кроха впервые осознает себя как личность, отдельную от мамы, и начинает проявлять характер.

Когда маленький человечек переживает кризис одного года, ему кажется, что вы запрещаете ему грызть провода и собирать окурки на улице, потому что не любите его. Он не понимает, чем эти предметы отличаются от «разрешенных». Он уверен, что вы препятствуете его познанию мира и его развитию своими запретами.

Ваше чадо уже хочет командовать вами, а не наоборот. Хочет выбирать время для игр и прогулок, игрушки, а может даже одежду. И что очень важно – хочет общаться. К сожалению, речевое развитие годовалого ребенка не позволяет ему выразить все, что так хочется, а на непонимание со стороны родителей малыш может злиться, быть непослушным.

Самостоятельность малыша в этот период проявляется по-разному. Он может обижаться, когда ему подсказывают, что делать с игрушкой или книжкой, пытается повторять за родителями их повседневные действия. И в этот момент вам необходимо обернуть процесс в свою пользу.

Покажите ребенку, как самому вымыть руки перед едой, как самому держать ложку, нажимать на звонок, когда пришли с прогулки и т.д. Воспитывать ответственность и самостоятельность в ребенке нужно с самого раннего детства.

Чего нельзя делать, когда у ребенка кризис одного года?

Как вы уже поняли, кризис развития – это естественный процесс. У разных деток он проходит по-разному, начинается когда раньше, а когда позже года, но проходят через это практически все. Так что, не стоит упрекать ребенка и считать, что он перед вами кругом виноват. Не нервничайте, не кричите на ребенка и не говорите ему грубые слова.

Дайте ребенку больший простор для игр – не вырывайте из рук крохи все то, что конкретно для игр не предназначено. Все хрупкие, острые и дорогие вещи просто уберите повыше, а с остальным ребенку можно вполне позволить поиграть. Особенно много интересного хранится у мамы на кухне – крышки от банок, небьющиеся тарелки, ложечки, воронка для жидкостей и т.д.

В год можно приступать к занятиям, которые ребенок не оценил бы до этого. Купите малышу пальчиковые краски, детскую дудочку (мой сын играет на дудке с 7 месяцев – это весело! ), металлофон и т.д. Именно в кризис развития ребенка как никогда привлекает все новое и неизвестное.

НЕ начинайте потакать всем капризам ребенка, не балуйте его – кризис одного года кончится, а капризы останутся.

Переживая кризис одного года, бывает, малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это тоже один из признаков кризиса развития, который скоро пройдет. Возможно, иногда вам придется отложить шопинг, или взять ребенка с собой. Постарайтесь не оставлять ребенка в слезах и истерике, даже если с ним кто-то из близких.

Повторюсь еще раз – не нервничайте, и тогда вы просто не сможете вспомнить, когда ваш ребенок вышел из этого хлопотного, но очень ответственного периода развития.

Удачи вам! ​​​​​​​

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/krizis-odnogo-goda

Кризис одного года

Кризис одного года

Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, вдруг стал капризным деспотом?

Что случилось с вашим милым карапузиком? Отчего вдруг, ещё вчера такой ласковый и улыбчивый, он вдруг стал капризным деспотом, пытающимся топать на маму ещё неокрепшими ножками? 

Не спешите пугаться и делать преждевременные выводы о тяжёлом характере малыша. 

Это явление вполне закономерное, и называется оно — кризис первого года жизни.

Когда это случается?

Согласно календарю развития детей, в период примерно от 9-ти до 18-ти месяцев с этим явлением сталкиваются все дети. И в этом нет ничего удивительного. 

Кризис всегда сопутствует восхождению человека на новую ступеньку самостоятельности. Именно поэтому кризисными у детей становятся год, три, семь лет и переходный, который длится с 12-ти до 14-ти лет.

В возрасте около годика малыш переходит в вертикальное положение и начинает передвигаться уже не на коляске и не ползком, а точно так же, как и взрослые. Ему интересно попробовать на зубок и потрогать ручками всё-всё в этом новом для него мире. 

И вот он уже скандалит по любому поводу — отстаивает свои гастрономические вкусы, отвергает новую одежду, на каждом шагу ставя маму с папой в тупик. Но это только начало!

Признаки кризиса 1-го года:

  • упрямство, непослушание, настырность, требование повышенного внимания к себе — одним словом, трудновоспитуемость;
  • отказ выполнять привычные и необходимые процедуры, попытки делать всё по-своему;
  • обиды, агрессия, нетерпимость к замечаниям;
  • повышенная капризность;
  • непоследовательность и противоречивость: кроха может что-нибудь попросить и тут же передумать.

С чем связан кризис?

Как мы уже сказали, с началом прямохождения. Здесь и возникает непонимание родителями состояния ребёнка — ведь для взрослых это привычно, а для малыша — удивительное открытие.
Не описать словами, в какой восторг это приводит ребёнка! 

Присмотритесь на улице к деткам, делающим первые шаги, как они светятся от счастья! Выражения их лиц совершенно отличаются от лиц взрослых озабоченных людей, которые спешат по своим делам. 

Годовалые дети уже достаточно взрослые, чтобы понимать, что в их жизни в данный момент что-то меняется, причём меняется в лучшую сторону. Именно эта ситуация и способствует появлению первого кризиса. 

Но почему именно теперь? Ответ на этот вопрос предельно прост. С началом прямохождения малыш начинает чувствовать независимость от мамы. Ещё пару дней назад он боялся остаться один даже на минутку, а уже сегодня радостно убегает от мамы, не обращая внимания на её призывы.

Ну, очень самостоятельный ребёнок!

А между тем, у вашего взбунтовавшегося малыша назревает внутренний конфликт. Если раньше он мирно терпел всё, что с ним делали: ел, что давали, одевал, что надевали, то теперь всё поменялось.

Самостоятельность эта начинает доставлять родителям всё больше неудобств, потому что теперь она проявляется в ежедневных конфликтах. Получается тупиковая ситуация, когда ребёнка уже нельзя заставить что-то сделать своим приказом, а договориться тоже пока не получается, ввиду отсутствия у него достаточных речевых навыков.

В этот период у родителей всё же имеется кое-какая таблетка от капризов — переключать внимание малыша. Сделать это легко, ведь кроха пока что руководствуется лишь сиюминутными желаниями. Эту особенность годовалого ребёнка очень активно используют взрослые для преодоления проблем, связанных с кризисом 1-го года.

Важный момент: чего нельзя делать?

Не стоит демонстрировать своё превосходство над ребёнком: «Мы — люди взрослые, и только мы знаем, что нужно делать и как. А тебе придётся слушаться, хочешь ты этого или нет!» 

Родителям некогда вести перманентную «войну» с маленьким бунтарём: они заняты, всегда куда-то спешат, устают, у них не хватает ни сил, ни желания придумывать что-то, чтобы постоянно переключать внимание малыша.

А между тем такая авторитарная, директивная манера воспитания очень опасна: ведь этот кризис первый, но не последний.

Он появляется на определённых этапах развития личности вовсе не случайно и очень важен для будущей жизни уже взрослого человека.

У ребёнка в период кризисных явлений формируется линия самостоятельности и автономий. Если эту линию очень сильно «пережать», это может остаться с человеком на всю жизнь. Вы же не хотите, чтобы ваш сын и в сорок лет не мог оторваться от маминой юбки, и был несамостоятельным, апатичным человеком?

Так что же нужно делать?

Вы должны не поддаваться эмоциям, а выработать чёткую стратегию своего поведения, которую можно выразить фразой: «быть рядом, но никогда не навязываться ребёнку». Эмоционально, своим душевным теплом и заботой, дайте малышу понять, что придёте ему на помощь по первому зову. 

Если вдруг ваше чересчур самостоятельное чадо заблудится «в трёх соснах», вы должны быть тут как тут. Не допускайте ситуаций, когда кроха вас потеряет и будет кататься в истерике, не в силах справиться с нервным перенапряжением. Не вздумайте таким образом «наказывать» его за непослушание! 

Но и изображать из себя курицу-наседку, не дающую ступить шагу, тоже не годится. Ни излишняя опека, ни отстранённость не помогут правильному формированию автономности личности. Вырастет ли из вашего ребёнка самодостаточный и уверенный в себе человек, способный принимать решения и вершить свою судьбу — во многом зависит от выбранной вами тактики поведения.

Что вы можете ещё предложить малышу?

Конечно, творческий подход, своё чувство юмора и умение играть и веселиться. С такими волшебными качествами можно враз разрешить любую проблему, превратив её в игру. Малыш не хочет надевать рубашечку? Сыграйте с ним в «магазин» и предложите купить какую-нибудь из рубашечек, разложенных перед ним в ряд. 

Иметь право выбора — это очень важно, и ваш маленький обязательно оценит это доверие. 

Не хочет надевать подгузник или фартучек? Наденьте что-то похожее на плюшевого зайчика, пусть он покажет малышу пример. Очень могут помочь и развивающие игры. Пирамидки, матрёшки, конструкторы — всё это даст выход кипучей энергии и поможет переключить внимание крохи.

Только действуя вместе с ребёнком, но не вместо него, можно очень быстро преодолеть кризис первого года жизни, заодно заложив надёжную основу для гармоничного развития и прекрасных, доверительных отношений с ребёнком в будущем.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/cr/sovety/cr11/pkrizis-odnogo-godap

Кризис 1 года у ребёнка: возрастная психология + совет Комаровского

Кризис одного года

Многие родители замечают, что их дети по мере приближения к годовалому возрасту начинают больше капризничать. Обычно они отказываются есть или спать, плачут, упрямятся по мелочам, не отпускают маму от себя ни на шаг и т. п.

В чём же причина таких перемен? Всё это кризис 1 года у ребёнка. Начинается он примерно в возрасте десяти месяцев и может продолжаться почти полгода, а иногда и год.

Определить первый возрастной кризис у малыша совсем нетрудно, так как он имеет ряд своих особенностей и признаков. А вот волноваться по поводу странного поведения любимого чада мамам-папам совершенно не стоит. Не нужно думать, что так кроха хочет показать свой характер.

Это лишь один из периодов в жизни каждого карапуза. И ваша первостепенная задача — помочь ребёнку справиться со всеми трудностями этого переходного момента.

Что такое кризис первого года

Отрезки времени, когда меняются поведение и привычки малыша — неотъемлемая часть взросления ребёнка. И называются они возрастными или личностными кризисами. На протяжении жизни такие кризисы повторяются регулярно. В детстве это происходит в первые недели после рождения, в 1 год, в три, в шесть и в 12–14 лет.

Возрастные кризисы у детей: причины, признаки, что делать

Рано или поздно у ребёнка возникают новые потребности, а то, что использовалось для их удовлетворения раньше, перестаёт быть актуальным. В этом и заключается суть проблемы.

Именно в возрасте 1 года (плюс-минус 1–2 месяца) малыш делает первые шаги, начинает активно изучать окружающий мир. Но его стремления и порывы чаще всего ограничиваются родительским категорическим «нет!». От этого и слёзы, и капризы, и упрямство.

Помните первопричину мировых революций: «Низы не могут, а верха не хотят»? Здесь примерно та же ситуация. Мамы и папы должны осознать, что их малыш вырос, стал более самостоятельным, коммуникабельным и мобильным, и начать относиться к крохе по-другому. Но как понять, что кризис у годовалого карапуза уже наступил?

Признаки кризиса

  • Непослушание, упрямство. Малыш уверен, что всё и всегда может делать самостоятельно. И когда ему перечат и запрещают, он категорически отказывается подчиняться.
  • Частая смена настроения. Карапуз выражает недовольство практически всем и вся.

    Реакция на те или иные ситуации в корне меняется, появляется агрессия.

  • Противоречивый характер поведения. Выражается в том, что сначала кроха обнимает, а затем бьёт кого-то или сначала выпрашивает игрушку, а потом её выбрасывает.
  • Ранимость, обидчивость. Ребёнок часто плачет, капризничает.

    Зачастую его сложно успокоить, потому что причину его слёз найти практически невозможно.

  • Страх потерять маму из поля зрения. Это годовалых карапузов чаще всего называют «маминым хвостиком».
  • Ребёнок постоянно требует внимания. Ему важно, чтобы за ним наблюдали и играли в его игры.

    Малыш начинает ревновать.

А теперь разберём подробнее основания для такого поведения. Особенностью первого года жизни любого ребёнка является то, что он развивается всесторонне — как умственно, так и физически. Он активно изучает мир вокруг.

В 10–12 месяцев уже может брать и удерживать в руках вещи, которые раньше были для него недоступны. Делает свои первые шаги.

Поэтому малыш и считает, что он взрослый, самостоятельный, и может вполне обойтись без вмешательства взрослых, а любые запреты вызывают у него лишь негодование. Что и можно назвать первой причиной кризиса 1 года.

Это проявляется, когда кроха упорно делает попытки есть самостоятельно, а родители не поддерживают его в благих начинаниях. Или же когда он хочет ходить без посторонней помощи, а мама не отпускает его руку.

Взрослые продолжают себя вести с подросшим чадом так же, как и раньше. А при столкновении с сопротивлением и агрессией они зачастую ведут себя совсем неправильно: злятся, кричат, а иногда и применяют силу. Вот вам и вторая причина кризиса.

Отсюда вывод — ребёнок в 1-й год капризничает, потому что он подрос, изменились его потребности и возможности, и родителям нужно тоже перестраиваться и начинать относиться к малышу по-другому, давать ему больше свободы и уважать в нём личность.

Продолжительность

Продолжительность кризисного периода в первый год жизни варьируется от недели до года, что напрямую зависит от характера малыша и умения взрослых вовремя разглядеть перемены в своём ребёнке и среагировать на них.

А иногда родители и вовсе не замечают никаких кризисных явлений, поскольку дети бывают спокойными сами по себе, а с их мнениями и желаниями в семье считаются всегда.

Как справляться: советы психологов

Некоторые родители мирятся с тем, что их дети становятся капризными, и продолжают им потакать, даже когда те становятся старше.

Остальные же, напротив, со сложившимися обстоятельствами смиряться отказываются и применяют в отношении детей не совсем популярные меры.

Тем не менее существуют методы, с точки зрения психологов правильные и не такие уж сложные, с помощью которых можно договориться с протестующим малышом.

  1. По максимуму отбросьте излишние запреты. Пускай их будет не так много. Чтобы каждый раз не запрещать ребёнку брать ту или иную вещь, просто переставьте эти вещи в недоступное место.
  2. Если кроха проявляет инициативу и пытается сделать что-то самостоятельно, не пресекайте его.
  3. Если малыш не хочет кушать — не заставляйте его, лишь предлагайте. Когда он проголодается, то обязательно поест.
  4. Научитесь понимать своего карапуза и внимательно относитесь к его просьбам, желаниям. Хоть он и не умеет ещё выражать свои мысли, мама наверняка их интуитивно почувствует.
  5. Родители должны быть лучшими друзьями своего чада, а не строгими воспитателями, поэтому проводите больше времени с малышом — ползайте вместе с ним, играйте в игрушки, которые он предлагает.
  6. Постоянно общайтесь с крохой. Ведь это важно не только как проявление внимания, но и как аспект развития речи. Говорите с ним обо всём на свете — рассказывайте о том, чем сейчас занимаетесь, что планируете сделать, спрашивайте его мнение.
  7. Задействуйте ребёнка при выполнении повседневных дел. Будьте уверены, что ему будет это интересно. И уж тем более, если он услышит похвалу в свой адрес, то точно поможет вам и в следующий раз. Просите его о помощи.
  8. Если малыш плачет, не переставая, и его не получается успокоить всевозможными уговорами, оставьте его в одиночестве, но ненадолго. Когда он поймёт, что родители совсем не обращают внимания на проявления его характера, он практически сразу же переключится на другое занятие.

Существует и ряд табу, которыми ни в коем случае нельзя пренебрегать в этот нелёгкий период:

  1. Нельзя оказывать давление на ребёнка и показывать, что вы старше и сильнее, вы должны быть другом и защитником для него.
  2. Не нужно запрещать карапузу проявлять самостоятельность, иначе, став более взрослым, он будет продолжать надеяться на вашу помощь.
  3. Запретов должно быть по минимуму, но и вседозволенности здесь тоже не место.
  4. Родители, а также все родные и близкие, которые общаются с малышом, должны придерживаться одной схемы отношений с ним, чтобы не возникало ситуаций, когда мама запрещает ему то, что разрешает бабушка, к примеру.
  5. Ребёнку должно оказываться достаточное количество внимания, но не всё своё время вы обязаны проводить с ним. Родители должны суметь доходчиво объяснить крохе, что у них есть и другие дела.
  6. В этом возрасте дети всё повторяют за взрослыми, поэтому не позволяйте себе проявлять свои плохие стороны в присутствии ребёнка.
  7. Нельзя кричать на малыша или бить его, хотя в этот период с его капризами и трудно справляться.
  8. Отвлекайте кроху от проблем, но не давайте маленькому капризуле по любому поводу сладкое и не берите на руки по первому требованию.

Стоит ли бояться кризиса первого года

Не нужно бояться кризиса 1-го года — он закономерен. То, что он протекает остро, не должно настораживать родителей.

Именно яркое его проявление говорит о том, что ребёнок формируется как личность правильно. А внешнее отсутствие проявлений, которое создаёт иллюзию гармоничного развития, наоборот, свидетельствует о том, что психика не получила подобающего развития. Помните о том, что недопонимание является гораздо опаснее самого кризисного периода.

Все проявления кризиса первого года пройдут очень быстро, если вы сможете начать относиться к своему ребёнку, который переживает такой непростой период, с уважением и пониманием. После этого, будьте уверены, последует время стабильности, когда малыш будет активно продолжать развиваться и радовать родителей новыми успехами.

Негативные черты характера могут закрепиться лишь в том случае, когда родители будут давить на кроху и показывать свою силу.

Лишь при тесном взаимодействии с ребёнком вы не только преодолеете кризисный период в короткие сроки, а ещё и заложите прочный фундамент для взаимного доверия и гармоничного развития вашего любимого чада в будущем.

  • Наталья Галушко
  • Распечатать

Источник: https://babyzzz.ru/0-1/care/10366.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.